Аттестация в строительстве изменения 2017 года

 

В мае 2017 года вступил в силу ряд изменений и дополнений в различные нормативные правовые акты, которые касаются вопросов аттестации в строительстве. Были изменены: Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014г. № 26, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014г. № 252, Постановление МАИС от 26.03.2014г. № 15 и Постановление МАИС от 02.05.2014г. № 25.

Указанные изменения я разобью на несколько статей: отдельно по изменению положений по аттестации и отдельно по изменению квалификационных требований для прохождения аттестации.

ИЗМЕНЕНИЯ В АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

1.Введен порядок разрешения спорных вопросов, возникающих при аттестации руководителей и специалистов

Так, Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Совета Министров № 252 от 21.03.2014г. (далее по тексту – Положение № 1) дополнено пунктом 61 следующего содержания:

 

«61. Возникающие при проведении процедуры аттестации спорные вопросы (о профессиональном образовании, стаже работы по специализации аттестации и другие), а также спорные вопросы, связанные с прекращением действия квалификационных аттестатов, рассматриваются комиссией, создаваемой Министерством архитектуры и строительства. В состав комиссии могут быть включены с их согласия представители государственных органов, иных организаций, учреждений высшего образования, общественных объединений.

Персональный состав комиссии утверждается приказом Министерства архитектуры и строительства.

Председателем комиссии является первый заместитель Министра архитектуры и строительства. В случае отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет его заместитель.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Члены комиссии не имеют права делегировать полномочия другим должностным лицам. Если член комиссии не имеет возможности присутствовать на заседании, он может в письменном виде представить председателю комиссии мнение по рассматриваемым вопросам.

Председатель комиссии определяет время и место проведения заседания комиссии, а также перечень подлежащих рассмотрению вопросов.

Подготовка заседания комиссии, материалов для рассмотрения ею и ведение делопроизводства возлагаются на уполномоченную организацию.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих ее членов.

Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов путем открытого голосования. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.

В случае несогласия с принятым решением член комиссии может в письменном виде изложить мнение с приложением записки к протоколу заседания комиссии.

Решения комиссии выносятся в письменном виде, подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в ее заседании.

На основании решений комиссии окончательные решения принимаются Министерством архитектуры и строительства.».


  1. Абзац третий части второй пункта 7 Положения № 1 изложен в следующей редакции:

«копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки (если ее ведение предусмотрено законодательством) и иных документов, подтверждающих стаж работы по специализации аттестации, заверенные подписью руководителя (уполномоченного им в установленном порядке должностного лица) и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью (при наличии);».

Таким образом: по сравнению с тем, что было раньше, трудовая книжка прикладывается руководителем, специалистом в том случае, если ее ведение предусмотрено законодательством. Кроме того, убрали из документов «свидетельство о повышении квалификации» и заменили все «иными документами, подтверждающими стаж». Теперь копии могут быть заверены не только руководителем, но и уполномоченным им лицом.


3.Продление срока действия квалификационного аттестата

Пункт 7 Положения № 1 дополнен третьей частью, в соответствии с которой, если у лица, имеющего квалификационный аттестат, срок действия данного аттестата заканчивается, и такое лицо желает продолжить выполнять работы по специализации, указанной в квалификационном аттестате, то заявление о продлении срока действия аттестата такому работнику должно быть направлено в соответствующий орган не позднее чем за месяц до окончания срока действия квалификационного аттестата.


4.Экзаменаторы

Законодатель дополнил пункт 12 Положения № 1 нормой, в соответствии с которой экзаменатор может иметь высшее образование не в области строительства, а в любой другой области, но при этом у такого экзаменатора стаж в строительстве должен составлять не менее 10 лет.


5.Квалификационный экзамен

Экзамен теперь проводится только в форме компьютерного тестирования. Все остальные варианты квалификационного экзамена, такие как собеседование или практическая часть, ликвидированы.


6.Срок допуска к экзамену после повторной несдачи

Ранее претендент, который не смог повторно сдать экзамен, в последующем к такому экзамену допускался не ранее, чем через 60 календарных дней. Теперь данный срок составляет 15 календарных дней.


ИЗМЕНЕНИЯ В АТТЕСТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 1.Введен порядок разрешения спорных вопросов, возникающих при аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Так, Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Совета Министров № 252 от 21.03.2014г. (далее по тексту – Положение № 2) дополнено пунктом 51 следующего содержания:

«51Возникающие при проведении аттестации спорные вопросы (о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, наличии основных средств, опыте работы и другие), а также спорные вопросы, связанные с прекращением действия аттестатов соответствия, рассматриваются комиссией, создаваемой Министерством архитектуры и строительства. В состав комиссии могут быть включены с их согласия представители государственных органов, иных организаций, учреждений высшего образования, общественных объединений.

Персональный состав комиссии утверждается приказом Министерства архитектуры и строительства.

Председателем комиссии является первый заместитель Министра архитектуры и строительства. В случае отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет его заместитель.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Члены комиссии не имеют права делегировать полномочия другим должностным лицам. Если член комиссии не имеет возможности присутствовать на заседании, он может в письменном виде представить председателю комиссии мнение по рассматриваемым вопросам.

Председатель комиссии определяет время и место проведения заседания комиссии, а также перечень подлежащих рассмотрению вопросов.

Подготовка заседания комиссии, материалов для рассмотрения ею и ведение делопроизводства возлагаются на уполномоченную организацию.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих ее членов.

Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов путем открытого голосования. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.

В случае несогласия с принятым решением член комиссии может в письменном виде изложить мнение с приложением записки к протоколу заседания комиссии.

Решения комиссии выносятся в письменном виде, подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в ее заседании.

На основании решений комиссии окончательные решения принимаются Министерством архитектуры и строительства.».

  1. Пункт 15 Положения № 2 изложен в новой редакции:

«15. В случае если заявитель является юридическим лицом и имеет организационную структуру, в которую входят обособленные подразделения (в том числе филиалы), государственным объединением, в состав которого входят юридические лица – участники государственного объединения, либо управляющей компанией холдинга, в состав которого входят юридические лица – участники холдинга (дочерние компании холдинга), то аттестация такого заявителя проводится в целом по юридическому лицу, государственному объединению, холдингу. При этом заявителю выдается аттестат соответствия с указанием каждого обособленного подразделения, в том числе филиала, юридического лица – участника государственного объединения, участника холдинга (дочерней компании холдинга), заявленного для аттестации.

Выдача аттестата соответствия государственному объединению, управляющей компании холдинга в порядке, установленном в части первой настоящего пункта, не лишает юридических лиц – участников государственного объединения, холдинга (дочерних компаний холдинга) права обратиться за выдачей им аттестата соответствия самостоятельно в порядке, установленном настоящим Положением.»

Таким образом: к юридическим лицам, имеющим филиалы, добавили государственные объединения и холдинги. При этом разрешено компаниям, которые входят в объединение или холдинг, самостоятельно получать свои личные аттестаты соответствия на работы в строительстве.

  1. Пункт 19 Положения № 2 изложен в новой редакции:

«19. Обладатель аттестата соответствия должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым для его получения, в течение всего срока действия аттестата соответствия.

Министерство архитектуры и строительства вправе затребовать от обладателя аттестата соответствия информацию для подтверждения соответствия квалификационным требованиям. Обладатель аттестата соответствия обязан в месячный срок представить запрашиваемую информацию с приложением при необходимости подтверждающих документов, указанных в абзацах втором–одиннадцатом части второй пункта 6 настоящего Положения.

Обладатель аттестата соответствия, который в текущем календарном году не представлял в Министерство архитектуры и строительства информацию о подтверждении соответствия его квалификационным требованиям, обязан с 1 по 31 декабря календарного года представить в уполномоченную организацию информацию на 1 декабря календарного года о подтверждении соответствия квалификационным требованиям по форме, устанавливаемой Министерством архитектуры и строительства.

В случае непредставления обладателем аттестата соответствия информации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям Министерство архитектуры и строительства принимает решение о проведении внеочередной аттестации.

При поступлении информации в Министерство архитектуры и строительства от контролирующих (надзорных) органов о нарушении обладателями аттестатов соответствия требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры, о нарушении при проведении строительно-монтажных работ обязательных требований проектной документации, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, прочность, устойчивость и эксплуатационную надежность зданий, сооружений и их частей, о несоответствии обладателей аттестатов соответствия квалификационным требованиям проводится внеочередная аттестация юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего указанные нарушения.

Решение о проведении внеочередной аттестации принимается Министерством архитектуры и строительства.

Информация о месте и дате проведения внеочередной аттестации доводится уполномоченной организацией до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем за пять рабочих дней до дня ее проведения.

Внеочередная аттестация проводится уполномоченной организацией по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя на договорной основе за счет средств юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При проведении внеочередной аттестации документы, указанные в абзацах втором–одиннадцатом части второй пункта 6 настоящего Положения, рассматриваются уполномоченной организацией не более 15 рабочих дней со дня ее начала.

По результатам проведения внеочередной аттестации уполномоченная организация готовит проект решения о прекращении действия аттестата соответствия либо о подтверждении действия аттестата соответствия.

Действие аттестата соответствия в период проведения внеочередной аттестации не прекращается.

Решение о прекращении действия аттестата соответствия либо о подтверждении действия аттестата соответствия принимается Министерством архитектуры и строительства.».

Таким образом:

1.Нужно соответствовать квалификационным требованиям в течение всего срока действия аттестата, поэтому те организации, которые после получения аттестата расставались со своими ИТР, с помощью которых был получен аттестат, или которые при получении информации о том, что будет проводиться проверка, сразу до начала проверки вновь принимали необходимых ИТР в штат, такие организации уже не смогут избежать ответственности и могут потерять аттестат.

2.Появилась необходимость обладателям аттестатов направлять в РУП «Белстройцентр» каждый год информацию об их соответствии квалификационным требованиям.

3.Появилось право МАИС запрашивать у субъектов в любое время информацию, подтверждающую соответствие юридического лица или ИП квалификационным требованиям. Тут же закреплена норма, в соответствии с которой РУП «Белстройцентр» может проводить внеочередную аттестацию субъектов в том случае, если они не предоставили своевременно в МАИС информацию о подтверждении соответствия квалификационным требованиям или если от контролирующих органов поступила информация, что конкретный субъект требованиям не соответствует. При этом указано, что внеочередная аттестация проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4.В пункте 20 Положения № 2 появились два новых основания прекращения действия аттестата соответствия:

— отказ обладателя аттестата от назначенной РУП «Белстройцентр» (МАИС) внеочередной аттестации

— привлечение к административной ответственности за самовольное строительство.


ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РАБОТ), ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ

1.Наконец-то инженерные изыскания расшифрованы для каждого вида работ. Теперь понятно, что относится к работам в составе инженерно-геодезических изысканий, что к работам в составе инженерно-геологических изысканий и так далее. Соответствующие изменения/дополнения внесены в пункт 1 Перечня.

2.Из пункта 4.1. Перечня удалено слово «транспорт». Ранее было «генеральный план и транспорт».

3.Пункт 4.5. Перечня, в котором «перемешали» в одно и отопление, и вентиляцию, и газоснабжение, и водоснабжение с канализацией и так далее, наконец-то разделили по отдельным пунктам, в которых содержатся отдельные категории работ (услуг). И теперь при заполнении заявления для получения аттестата соответствия можно будет выбрать конкретные пункты, которые вас интересуют и указать их в заявлении. От себя отмечу, что не всегда отопление автоматически влечет получение документов или выполнение работ по кондиционированию. С точки зрения ТНПА данные работы регулируются разными ТКП и СТБ, поэтому считаю, что нужно было отопление сделать тоже одним отдельным пунктом и не объединять его с кондиционированием. А так если мне нужно только кондиционирование и я выберу пункт 4.5.1. Отопление, вентиляция и кондиционирование, это означает, что мне в любом случае нужно еще привязывать отопление? Неясно.

4.В пунктах 4.5.2., 4.5.5., 4.5.6., 4.5.7., 4.6.4., 4.6.5. добавлена через запятую фраза «за исключением потенциально опасных объектов». Это означает, что не подлежит аттестации разработка разделов проектной документации по определенным областям на потенциально опасных объектах, потому что такая деятельность будет регулироваться только лицензированием в области промышленной безопасности.

5.Не подлежит аттестации разработка разделов проектной документации в отношении систем автоматической пожарной сигнализации. От себя: а почему сюда не добавили, например, охранную сигнализацию? Неясно.

6.Не подлежит аттестации разработка разделов проектной документации в области обеспечения пожарной безопасности. Все это будет регулироваться только лицензированием деятельности.

7.Технический надзор. В каждом пункте технического надзора убрали ссылки на пункты Перечня, которые были указаны в скобках. Исключили технический надзор за работами по устройству систем холодоснабжения. К техническому надзору в области электроснабжения добавили «автоматизацию». Исключили технический надзор в области пожаротушения. Добавили технический надзор за работами по монтажу технологических трубопроводов и технический надзор за работами по устройству магистральных трубопроводов для транспортировки нефти, газа, нефтепродуктов.

8.Генеральный подрядчик. Теперь аттестации подлежит только выполнение функций генерального подрядчика со стоимостью строительства свыше 5 (пяти) тысяч базовых величин по строительству зданий и сооружений, а также по строительству инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры. Во всех остальных случаях функции генерального подрядчика не подлежат аттестации.

9.В пункте 8.8. фраза «устройство скважин для забора подземных вод» заменена фразой «бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых), за исключением потенциально опасных объектов, технических устройств.

10.Отмечу, что во многих пунктах перечня добавлено исключение: «за исключением потенциально опасных объектов, технических устройств». Сделано это потому, что работы на таких объектах будут регулироваться только лицензированием в области пожарной безопасности и аттестации не подлежат.

11.Возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций заменено на «устройство бетонных и железобетонных конструкций, кроме мостов, транспортных эстакад и путепроводов». Зачем так сделали не совсем понятно. Было правильно, потому что в ТКП 131 по монолитным бетонным конструкциям указано «правила возведения». А сейчас написали неправильно «устройство».

12.Отмечу, что во многих пунктах перечня добавлено исключение: «кроме мостов, транспортных эстакад и путепроводов». Сделано это потому, что в отношении устройства мостов действуют отдельные ТКП и СТБ, которые самостоятельно регулируют монтаж металлических конструкций, деревянных конструкций, бетонных и так далее, поэтому если организация получает аттестат на «строительство мостов, транспортных эстакад и путепроводов», то получать аттестат на другие работы по пунктам 8.12, 8.13, 8.14, 8.15 не нужно.

13.Устройство систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, не подлежат теперь аттестации. Но вот почему только это? Почему, например, не включили в исключения охранную сигнализацию? Ведь такая деятельность тоже лицензируется. Странно.

14.Монтаж систем пожаротушения теперь не подлежит аттестации.

15.Работы по огнезащите теперь не подлежат аттестации.


Оказываю услуги по аттестации в строительстве +37529-361-64-62

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!! Приносим извинения!