Изменения в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», вступающие в силу 3 февраля 2011 года. Тезисный анализ

Дата последнего изменения записи: 2013-03-03

Услуги купли-продажи долей, бизнеса

Услуги по регистрации фирм

3 февраля 2011 года вступает в силу Закон Республики Беларусь № 168-З от 15 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».

Закон вносит достаточное количество изменений и дополнений, которые заслуживают внимания и которые должны быть учтены хозяйственными обществами в процессе осуществления своей деятельности после 3 февраля 2011 года.

В данной статье нами будет изложен тезисный анализ основных изменений и дополнений, вносимых в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее по тексту – Закон). Статья будет содержать само изменение и (или) дополнение, краткий комментарий к ним, а также новую редакцию статьи Закона к некоторым изменениям и (или) дополнениям.

Сразу стоит отметить, в связи с тем, что теперь учредительным документом хозяйственного общества является только устав, по тексту Закона фраза «учредительные документы» заменена на «устав».

Итак, начнем.

1. Из определения хозяйственного общества исключена норма, что хозяйственное общество это организация, учрежденная двумя или более лицами. При этом согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью не может иметь одного участника, а акционерное общество не может быть создано одним лицом. К тому же хозяйственное общество в любом случае учреждается двумя (как минимум) или более лицами. То есть, если бы законодатель оставил определение хозяйственного общества в старой редакции, оно не противоречило бы действующему законодательству.

Выдержка из новой редакции ст.1 Закона:

«Хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников».

2. В Закон добавлена норма о том, что хозяйственное общество может участвовать в создании холдингов, а также входить в их состав.

Выдержка из новой редакции ст.1 Закона:

«хозяйственное общество в соответствии с законодательными актами может участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах, холдингах, а также входить в их состав».

3. Согласно Закону особенности правового положения и создания хозяйственных обществ, сто процентов долей в уставных фондах (акций) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, будут определяются законодательными актами. К тому же ранее особенный правовой статус подобных акционерных обществ действовал до момента отчуждения государством всех принадлежащих ему акций этих обществ. Теперь данное условие в Законе отсутствует.

4. Исключена норма об особенностях деятельности хозяйственных обществ, в отношении которых вводится и реализуется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, особое право («золотая акция») государства на участие в управлении указанными обществами. Поскольку в марте 2008 года в целях привлечения иностранных инвестиций нормативные правовые акты, регулирующие особое право государства «золотая акция» были отменены, нормы Закона приведены в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь.

5. Понятие места нахождения хозяйственного общества приведено в соответствие с действующим Гражданским кодексом Республики Беларусь. Новая редакция ч.3 ст.4 Закона устанавливает, что место нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности. Напомним, что ранее место нахождения хозяйственного общества определялось местом его государственной регистрации.

6. Норма Закона, касающаяся учета имущества представительств и филиалов, созданных хозяйственным обществом, приведена в соответствие с действующим Гражданским кодексом Республики Беларусь, а именно появилась книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет. Именно в данной книге соответствующими организациями учитывается имущество представительств и филиалов.

7. Интересные изменения коснулись порядка учреждения хозяйственного общества. Ранее учреждение хозяйственного общества осуществлялось либо путем заключения договора о создании хозяйственного общества либо путем подписания протокола собрания учредителей. Теперь решение об учреждении хозяйственного общества может приниматься либо путем заключения договора о создании общества либо в иной форме, определенной учредителями. Как видим теперь помимо подписания протокола или заключения договора, учредители могут самостоятельно определить, в какой иной форме они будут принимать решение об учреждении общества. Отмечу, что данные условия не применяются в отношении акционерных обществ, поскольку для учреждения акционерного общества в обязательном порядке необходимо заключение договора о создании общества в письменной форме.

8. Ранее статья 11 Закона четко предусматривала, что договор о создании хозяйственного общества заключается в письменной форме. В редакции статьи 11 с 3 февраля 2011 года данная норма отсутствует. Означает ли это, что договор о создании общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, когда учредителями, к примеру, являются физические лица, может быть заключен устно? По нашему мнению, исходя из того объема условий, которые должны быть предусмотрены в решении об учреждении хозяйственного общества, оно должно быть оформлено письменно. Тоже касается и любой иной формы, в которой учредители решат принять решение об учреждении хозяйственного общества.

9. В случае внесения неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества, учредители в решении об учреждении хозяйственного общества теперь смогут определять либо юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества, или юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которые будут проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества. Напомним, что ранее учредители имели право определить лишь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которые были правомочны проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества.

10. В статью 11 Закона добавлены условия, которые должны в обязательном порядке быть определены в решении об учреждении хозяйственного общества. Такими условиями являются:

— определение учредителя хозяйственного общества, уполномоченного на подписание заявления о государственной регистрации, в случае, если количество учредителей хозяйственного общества более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления;

— определение порядка созыва и проведения учредительного собрания хозяйственного общества.

Существенным является также то, что перечень условий, которые нужно определить в решении об учреждении хозяйственного общества, теперь является исчерпывающим.

11. Согласно дополнениям, внесенным в Закон, учредительное собрание хозяйственного общества должно проводиться в очной форме, предусматривающей совместное присутствие учредителей хозяйственного общества при обсуждении вопросов повестки дня учредительного собрания и принятие решений по ним (ст.12).

12. Теперь участниками хозяйственного общества являются, в том числе, лица, получившие право хозяйственного ведения или оперативного управления на долю в уставном фонде (акции) хозяйственного общества.

13. Теперь устав хозяйственного общества должен содержать также условие о порядке принятия органами управления решений квалифицированным большинством не менее трех четвертей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании его участников. Ранее предусматривался порядок принятия органами управления решений квалифицированным большинством только не менее двух третей голосов лиц, принявших участие в общем собрании его участников.

14. После 3 февраля 2011 года в уставе хозяйственного общества должен быть определен порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе.

15. Основания ликвидации хозяйственного общества по решению его участников указывать в уставе общества теперь не обязательно.

16. Ранее в Законе указывалось, что в случае реорганизации хозяйственного общества, передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации возникающих юридических лиц или изменений, вносимых в учредительные документы существующих обществ. В целях приведения положений Закона в соответствие с действующим Гражданским кодексом Республики Беларусь, указанная норма исключена. Передаточный акт и разделительный баланс представлять регистрирующим органам не нужно.

17. Исключено условие, что имущество, которое вносится в уставный фонд, должно быть необходимым и пригодным для использования обществом.

18. Теперь уставом хозяйственного общества могут быть определены виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный фонд этого общества. То есть устав может содержать, к примеру, условия о том, что в качестве вкладов в уставный фонд могут вноситься лишь денежные средства. Это будет означать, что до внесения изменений в устав никто из участников не сможет увеличить уставный фонд за счет какого-то иного движимого или недвижимого имущества.

Выдержка из новой редакции ст.29 Закона:

«Уставом хозяйственного общества могут быть определены виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный фонд этого общества».

19. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.

20. С 3 февраля 2011 года не требуется решения общего собрания участников Общества для досрочного прекращения полномочий члена совета директоров (наблюдательного совета) в случае подачи им заявления о своем выходе, смерти члена совета директоров (наблюдательного совета), объявления его умершим, признания недееспособным или безвестно отсутствующим. Ранее подобной нормы не было в Законе и по каждому из названных случаев участникам общества необходимо было созывать общее собрание, принимать соответствующее решение и готовить протокол. В статью 51 Закона внесены соответствующие дополнения о выбытии члена совета директоров (наблюдательного совета), досрочном прекращении его полномочий, порядка деятельности совета директоров (наблюдательного совета) в случае выбытия члена совета директоров (наблюдательного совета) и т.п.

21. С 3 февраля 2011 года к исключительной компетенции общего собрания участников относится утверждение в случаях, предусмотренных Законом, локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества.

22. Не является теперь исключительной компетенцией общего собрания участников хозяйственного общества решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами. Обществам, которые предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь каждый раз необходимо было принимать об этом решение путем составления и подписания протокола общего собрания участников. Размер предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи при этом не имел никакого значения. С 3 февраля 2011 года принятие указанного решения будет отнесено к общей компетенции общего собрания участников. Это означает, что полномочия на принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи могут быть переданы Совету Директоров.

23. Статья 39 Закона дополнена порядком извещения лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества. Указано, каким образом данные лица извещаются о проводимом собрании. Указан перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении общего собрания участников хозяйственного общества.

Такими сведениями являются:

— наименование и место нахождения хозяйственного общества;

— дата, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников хозяйственного общества;

— повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества;

— орган хозяйственного общества или иные лица, созывающие общее собрание участников хозяйственного общества, основание его созыва (в случае созыва и проведения внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества);

— порядок ознакомления лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с информацией (документами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению этого собрания, с указанием адреса, по которому можно с ней ознакомиться;

— порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

— иные сведения, предусмотренные уставом хозяйственного общества и (или) решением о проведении общего собрания участников хозяйственного общества

24. С учетом внесенных в Закон изменений, включение в повестку дня общего собрания участников общества предложения о выдвижении кандидатов в избираемые (образуемые) органы хозяйственного общества, осуществляется теперь только с согласия данных кандидатов. При этом указано, что согласие кандидатов получается в порядке, установленном локальным нормативным правовым актом. Локальный нормативный правовой акт хозяйственного общества, который предусматривает порядок получения согласия кандидатов в избираемые (образуемые) органы, утверждается общим собранием участников общества.

25. Об изменении повестки дня общего собрания участников лица, имеющие право участвовать в собрании извещаются теперь не менее, чем за 5 дней. Ранее соответствующие лица извещались не менее, чем за 10 дней.

26. В статью 45 Закона внесено дополнение, согласно которому решения об утверждении локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества принимаются большинством не менее трех четвертей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании его участников.

27. Определено, что теперь каждая страница протокола общего собрания участников визируется, включая решения, прилагаемые к протоколу. Раннее подобного условия не было. Если протокол состоял из нескольких страниц, его прошивали, нумеровали и скрепляли подписями участников хозяйственного общества. Теперь (если исходить из буквального толкования нормы статья 47 Закона) даже если протокол прошивается, каждую его страницу все равно необходимо визировать.

28. Уточнено условие о том, кто может подписывать протокол общего собрания участников хозяйственного общества. Теперь статья 47 Закона предусматривает, что протокол подписывается председателем общего собрания участников хозяйственного общества, секретарем (при его наличии), а также не менее чем двумя членами счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лицами, принявшими участие в этом собрании. По решению общего собрания участников хозяйственного общества протокол может подписываться и иными лицами (к примеру, руководителем хозяйственного общества).

29. Существенным изменением является обязанность прилагать к протоколу общего собрания участников хозяйственного общества список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. При этом данный список должен иметь подписи зарегистрированных лиц.

30. Теперь лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, в пределах своей компетенции точно также как единоличный исполнительный орган (директор, к примеру) может без доверенности действовать от имени этого общества: представлять его интересы (в том числе в органах управления иных юридических лиц, участником которых является хозяйственное общество), совершать сделки от имени хозяйственного общества и пр.

31. Изменения коснулись аффилированных лиц хозяйственного общества.

Не являются теперь аффилированными лицами:

1) юридическое лицо, имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества и (или) иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом этого общества, в размере двадцати и более процентов;

2) юридическое лицо, в уставном фонде которого это общество имеет право распоряжаться долей (акциями) в размере двадцати и более процентов.

По общему правилу участники общества имеют количество голосов, пропорциональное их доле в уставном фонде общества. Если исходить из данного правила, то в первом случае хозяйственное общество является зависимым от соответствующего юридического лица, а во втором случае юридическое лицо является зависимым по отношению к хозяйственному обществу. Возможно и поэтому указанные выше категории юридических лиц были исключены из списка аффилированных.

Напомню, что, в том числе, аффилированными лицами являются:

— юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним или признается зависимым;

— юридическое лицо, которое является дочерним или признается зависимым по отношению к хозяйственному обществу;

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество имеет долю в уставном фонде (акции) этого общества в размере, соответствующем двадцати и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества.

При этом согласно Закону устав хозяйственного общества может содержать условие о том, что голоса участников распределяются не пропорционально их долям в уставном фонде общества. То есть, хозяйственное общество может иметь в другом хозяйственном обществе долю в размере 20% уставного фонда, но при этом лишь 18% голосов (например). Это значит, что другое общество не будет являться зависимым и, соответственно, не будет аффилированным лицом исходя из новых изменений и дополнений в Закон.

32. С учетом изменений, внесенных в Закон, к детям соответствующих аффилированных физических лиц, их внукам, усыновителям (усыновленным), добавились супруги детей, внуков, усыновителей (усыновленных), которых тоже теперь нужно указывать в списке аффилированных лиц хозяйственного общества.

33. Исключена норма о том, что аффилированным по отношению к обществу является физическое лицо, которое единолично или совместно со своими супругом (супругой), родителями, детьми и их супругами, усыновителями, усыновленными (удочеренными) и их супругами, лицами, находящимися под опекой (попечительством), дедом, бабкой, внуками и их супругами, родными братьями и сестрами и родителями супруга (супруги) владеет или имеет право распоряжаться долей в размере двадцати и более процентов в уставном фонде юридического лица, являющего аффилированным по отношению к обществу.

34. Указано, что дети физического лица, являющегося в соответствии с Законом аффилированным лицом по отношению к обществу, и их супруги, усыновленные (удочеренные) и их супруги, внуки и их супруги, должны быть совершеннолетними, эмансипированными или вступившими в брак до достижения восемнадцати лет . К аффилированным лицам также относятся теперь родные братья и сестры супругов соответствующего физического лица.

35. Расширен список аффилированных лиц. В него теперь входят:

— юридические и физические лица, в управление которым переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности;

— представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам.

Не признаются аффилированными лицами хозяйственного общества Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

36. Члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого общества, физическое лицо, указанное в абзацах четвертом, десятом части первой статьи 56 Закона, а также юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним или признается зависимым, юридическое лицо, в управление которому переданы принадлежащие Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, обязаны незамедлительно с момента, когда им стала известна соответствующая информация, доводить до сведения общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) этого общества информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.

37. К сделкам, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, причислены сделки с юридическим лицом, являющимся стороной сделки или выступающим в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом, если аффилированное лицо – собственник имущества данного юридического лица.

38. В статье 57 Закона теперь содержится определение взаимосвязанных сделок. В том числе внесены изменения в условия, когда сделка с заинтересованностью аффилированых лиц может совершаться без решения общего собрания участников общества. Появилось понятие сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности. Появилась обязанность хозяйственного общества раскрывать для всеобщего обозрения через печатные СМИ или интернет определенную информацию о совершаемых сделках, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц общества. Указано, что сделка, совершенная с нарушением ст.56 Закона признается оспоримой и может быть признана недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета). Внесены изменения и дополнения касательно вопросов возмещения убытков, причиненных хозяйственному обществу в связи с совершением сделки, в которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц.

Выдержка из новой редакции ст.57 Закона:

«Взаимосвязанными признаются:

сделка и иная сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательств по первой сделке;

сделки, совершение которых прямо предусмотрено ранее совершенной сделкой (предварительный и основной договоры);

сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за определенный уставом период времени;

несколько сделок с имуществом, которое может использоваться как единое целое по общему назначению (единый имущественный комплекс, сложные вещи и др.);

иные сделки, признаваемые взаимосвязанными сделками уставом или решением общего собрания участников хозяйственного общества.

Решения общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета)) о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, не требуется в случае, если все участники хозяйственного общества являются аффилированными лицами этого общества и в соответствии с частью первой настоящей статьи заинтересованы в совершении такой сделки. Решения общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета)) о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, также не требуется в случае, если сделка одновременно отвечает следующим условиям:

сделка совершается хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности;

условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности.

Сделками, совершаемыми хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности, признаются сделки, неоднократно совершаемые хозяйственным обществом, в частности сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, выполнению работ (оказанию услуг).

Хозяйственное общество обязано раскрывать для всеобщего сведения посредством опубликования в печатных средствах массовой информации, определенных уставом хозяйственного общества, и (или) размещения на сайте хозяйственного общества в глобальной компьютерной сети Интернет в возможно короткий срок, необходимый для совершения указанных действий, с даты принятия соответствующего решения информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность:

членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;

супруга (супруги), родителей, совершеннолетних детей и их супругов, усыновителей, совершеннолетних усыновленных (удочеренных) и их супругов, деда, бабки, совершеннолетних внуков и их супругов, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, физического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;

членов коллегиальных органов управления юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, физического или юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица.

Раскрытию для всеобщего сведения подлежит информация о сторонах сделки, ее предмете, критериях заинтересованности в соответствии с частью первой настоящей статьи лиц, указанных в абзацах втором — четвертом части седьмой настоящей статьи, и иная информация, предусмотренная уставом хозяйственного общества, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством распространение и (или) предоставление такой информации ограничено.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица хозяйственного общества и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета).

Аффилированные лица хозяйственного общества при осуществлении хозяйственным обществом сделки, в совершении которой имеется их заинтересованность, обязаны действовать в интересах общества и проявлять должные осмотрительность и добросовестность, как если бы они проявляли их при осуществлении хозяйственным обществом аналогичной сделки, в совершении которой их заинтересованность отсутствовала.

В случае причинения хозяйственному обществу убытков в результате осуществления хозяйственным обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированного лица, такое лицо несет перед хозяйственным обществом ответственность в размере убытков, причиненных им этому обществу. При этом, если аффилированное лицо, заинтересованное в сделке, получило вследствие совершения этой сделки доходы, хозяйственное общество вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы. В случае отказа аффилированного лица в добровольном возмещении убытков они могут быть взысканы в интересах общества в судебном порядке по иску самого хозяйственного общества, членов совета директоров (наблюдательного совета), уполномоченных его решением, принятым большинством не менее двух третей голосов всех членов совета директоров (наблюдательного совета), а также участников хозяйственного общества, уполномоченных решением общего собрания, принятым большинством не менее трех четвертей от числа голосов лиц, принявших участие в этом собрании.

В случае, если ответственность несут несколько аффилированных лиц хозяйственного общества, их ответственность перед хозяйственным обществом является солидарной».

39. Крупными сделками хозяйственного общества являются, в том числе, заем, кредит, залог, поручительство.

40. Теперь крупной сделкой является сделка, влекущая приобретение или отчуждение денежных средств и (или) имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов). Напомню, что ранее стоимость отчуждаемого или приобретаемого имущества должна была составлять двадцать пять и более процентов балансовой стоимости активов общества.

41. В уставе хозяйственного общества теперь можно определить иные сделки, на принятие решения о совершении которых будет распространяться порядок принятия решения о совершении крупной сделки.

42. Уточнен порядок сопоставления имущества с балансовой стоимостью активов хозяйственного общества, а именно с балансовой стоимостью активов (стоимостью активов) сопоставляется в случае приобретения имущества хозяйственного общества, являющегося предметом крупной сделки, сумма сделки, а в случае отчуждения или возможности отчуждения имущества, являющегося предметом крупной сделки:

стоимость такого имущества, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (книги учета доходов и расходов), если указанная стоимость равна или выше суммы сделки;

сумма сделки, если стоимость имущества, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (книги учета доходов и расходов), ниже суммы сделки.

43. Уставом или решением общего собрания участников общества может быть определено, что в целях отнесения сделки к крупным сделкам стоимость активов хозяйственного общества должна определяться на основании независимой оценки на первое число месяца, в котором совершается сделка. В этом случае со стоимостью активов, определенной на основании независимой оценки, должна сопоставляться сумма сделки.

44. До 3 февраля 2011 года решение о совершении крупной сделки принималось только участниками хозяйственного общества. С 3 февраля 2011 года в принятии данного решения смогут принимать участие и другие лица, принявшие участие в общем собрании. Напомню, что помимо участников хозяйственного общества, право на участие в общем собрании имеют также иные лица, которые приобрели права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора, если иное не установлено законодательными актами, а также лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозяйственного общества. С учетом данной нормы и будет осуществляться принятие решение по крупной сделке.

Выдержка из новой редакции ст.58 Закона:

«Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью:

от двадцати до пятидесяти процентов балансовой стоимости активов (стоимости активов) хозяйственного общества, — большинством не менее двух третей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании;

пятьдесят и более процентов балансовой стоимости активов (стоимости активов) хозяйственного общества, — большинством не менее трех четвертей от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании».

В указанной статье также содержится порядок и условия внесения изменений и дополнений в уже заключенные крупные сделки. Предусмотрено, что полномочия на внесение изменений в крупные сделки хозяйственного общества могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету).

45. Указано, что положения Закона касательно крупных сделок не распространяются на сделки, совершаемые хозяйственным обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности, за исключением случая, когда крупная сделка одновременно является сделкой с заинтересованностью аффилированных лиц. В данном случае решение о совершении подобной сделки принимается в порядке, установленном для принятия решения о совершении сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества.

Если же будет установлено, что в совершении указанной сделки имеют заинтересованность все участники общества, то решение о совершении подобной сделки будет приниматься в порядке, установленном в отношении совершения крупных сделок (ст.58).

46. Участник хозяйственного общества может быть ревизором или членом ревизионной комиссии.

47. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 63 Закона, решение о создании хозяйственного общества теперь не является документом хозяйственного общества.

Специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности и иные разрешения, подтверждающие права на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) также не являются документами хозяйственного общества.

Документами общества являются:

протокол учредительного собрания;

устав хозяйственного общества;

изменения и дополнения, вносимые в устав хозяйственного общества, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством;

свидетельство о государственной регистрации хозяйственного общества; документы, подтверждающие право собственности либо иные вещные права на имущество, находящееся на балансе (учтенное в книге учета доходов и расходов) хозяйственного общества;

документы, удостоверяющие права на земельные участки;

протоколы общих собраний участников хозяйственного общества и протоколы счетной комиссии, протоколы заседаний иных органов хозяйственного общества; локальные нормативные правовые акты хозяйственного общества, регламентирующие его деятельность;

положения о филиалах и представительствах хозяйственного общества;

уставы унитарных предприятий, учрежденных хозяйственным обществом; платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества, и (или) заключение об оценке стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества и прилагаемый к нему отчет об этой оценке, и (или) заключение экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества, а также иные акты оценки стоимости имущества;

годовые отчеты и другие документы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книга учета доходов и расходов);

статистические и иные отчеты;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества, аудиторские заключения, а также акты (справки) контролирующих органов; документы, подтверждающие выпуск ценных бумаг хозяйственного общества; документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию другим способом в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством;

списки аффилированных лиц хозяйственного общества;

иные документы, предусмотренные настоящим Законом, уставом и локальными нормативными правовыми актами хозяйственного общества, регламентирующими его деятельность, а также документы, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством.

48. С 3 февраля 2011 года к уставу закрытого акционерного общества не обязательно прилагать список его участников.

49. Установлено, что акционерное общество обязано принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, и вправе предоставлять такие сведения государственным органам, юридическим или физическим лицам в соответствии с законодательными актами. Члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, лицо, осуществляющее функции его единоличного исполнительного органа, члены ревизионной комиссии (ревизор) хозяйственного общества, работники аудиторской организации (аудитор — индивидуальный предприниматель), осуществляющие аудит хозяйственного общества, иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр владельцев ценных бумаг, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных актами законодательства, или иным образом использовать их в личных целях. За незаконное использование либо распространение указанной информации эти лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

50. Уточнено, что дивиденды в акционерном обществе могут выплачиваться по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и по результатам года. При этом акционерное общество в случаях, предусмотренных в законодательных актах, не только вправе, но и обязано выплачивать дивиденды.

Установлен порядок определения срока выплаты дивидендов.

Выдержка из новой редакции ст. 72 Закона:

«Порядок объявления и выплаты дивидендов определяется уставом акционерного общества, за исключением срока выплаты дивидендов, который может быть определен решением общего собрания акционеров, принятым большинством не менее двух третей от числа голосов лиц, принимающих участие в этом собрании».

51. В статье 73 Закона теперь содержится более четкий порядок обращения акций, порядок покупки акций и т.п.

52. В статье 77 Закона теперь содержится исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми акции акционерного общества могут приобретаться самим акционерным обществом. Эти цели следующие:

последующая продажа либо безвозмездная передача государству;

последующее пропорциональное распределение среди акционеров;

последующая продажа инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом акционерного общества;

аннулирование в случае принятия в соответствии с уставом этого общества решения об уменьшении уставного фонда акционерного общества путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества.

53. Теперь решение о приобретении акций акционерного общества самим обществом должно также содержать: цель приобретения акций; срок представления акционерами предложений о продаже акций.

При этом срок, в течение которого осуществляется приобретение акций, не может быть меньше тридцати дней и более шести месяцев с момента принятия решения о приобретении акций.

54. Из статьи 91 Закона исключили норму о том, что общество с ограниченной ответственностью не может иметь одного участника, однако данное условие содержится в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

55. В уставе общества с ограниченной ответственностью теперь не обязательно содержать условие об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный фонд этого общества.

56. Интересная норма в статье 103 Закона: участник общества с ограниченной ответственностью, подавший заявление о выходе из общества, до определения общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в соответствии с частью пятой статьи 103 Закона момента расчета с этим участником вправе письменно обратиться к обществу об отзыве указанного заявления. В этом случае участие в обществе с ограниченной ответственностью участника, подавшего заявление о выходе из общества, возобновляется с даты принятия общим собранием участников этого общества решения о согласии на отзыв заявления о выходе участника из общества, которое принимается большинством голосов от общего количества голосов участников общества без учета голосов, принадлежащих участнику, подавшему заявление о выходе. То есть до принятия общим собранием решения о согласии на отзыв участником заявления о выходе, данный участник будет считаться вышедшим, а сразу после принятия решения общим собранием – вновь возобновившим свое участие в обществе. Интересно с практической точки зрения как при этом будут меняться положения устава. При этом не совсем ясна данная норма для правового положения участника, который передумал выходить, поскольку решение о согласии на отзыв участником своего заявления принимается общим собранием участников хозяйственного общества.

57. Согласно изменениям в Закон в случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу. Данная норма не совсем понятна. Ведь участник не продает свою долю другому лицу и само общество долю не приобретает. Когда участник полностью выходит из общества, это означает, что он изымает свою долю через имущество, причитающееся на его долю и плюс ко всему всю часть прибыли, приходящуюся на его долю. Таким образом, доля участника не остается в обществе. В подобных случаях участники должны были либо уменьшить уставный фонд на сумму доли вышедшего участника либо внести дополнительные вклады, чтобы общий размер уставного фонда не менялся. Все это отражалось в уставе. Как теперь доля вышедшего участника, которой нет, переходит к обществу, и что с данной долью общество обязано сделать, непонятно.

58. В статье 108 Закона предусмотрено, что внеочередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью может созываться по требованию участников, обладающих в совокупности менее чем десятью процентами голосов, если данное условие прописано в уставе.

59. Новая норма в статье 109 Закона:

«В случае, если участник (участники) общества с ограниченной ответственностью уклоняется от принятия общим собранием участников решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав этого общества в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством и при этом количество голосов иных участников составляет менее количества, установленного частями третьей и четвертой настоящей статьи для принятия такого решения, иные участники общества вправе принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества только в части его приведения в соответствие с законодательством единогласно без учета голосов участника (участников), уклоняющегося от принятия указанного решения. Считается, что участник (участники) общества с ограниченной ответственностью уклоняется от принятия общим собранием участников решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством, если этот участник (участники), извещенный надлежащим образом более двух раз о созыве и проведении общего собрания участников, повестка дня которого включает указанный вопрос, не принимает в нем участия без уважительной причины, либо неоднократно (два и более раза) голосует против принятия такого решения, либо воздерживается от его принятия».

На этом мы заканчиваем тезисное рассмотрение основных изменений и дополнений, вносимых в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с 3 февраля 2011 года. Надеемся, что данный материал окажется для Вас полезным.

При этом обращаем внимание, что в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь № 168-З от 15 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»:

«Хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона, при первом после вступления в силу настоящего Закона внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с настоящим Законом. До приведения в соответствие с настоящим Законом уставы хозяйственных обществ действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
Учредительные договоры, заключенные при создании обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью до принятия настоящего Закона, продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Закону и уставу, после вступления в силу настоящего Закона до прекращения деятельности соответствующего хозяйственного общества либо до принятия учредителями (участниками) хозяйственного общества решения о прекращении действия заключенных ими учредительных договоров».

Александр Дедюля
2011-02-12. Последнее изменение: 2013-03-03
Запись опубликована в рубрике ООО, ОДО, ОАО, Статьи:. Добавьте в закладки постоянную ссылку.