Новые изменения в Указ Президента № 450 о лицензировании отдельных видов деятельности

Дата последнего изменения записи: 2012-09-30

 Услуги по получению лицензий

Александр Дедюля, юрист

Материал подготовлен по состоянию

нормативных правовых актов на 27.08.2012г.

|изменения в лицензировании отдельных видов деятельности|

 

            21 июня 2012 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 284 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее по тексту – Указ № 284).

            Данным Указом № 284 внесены достаточно существенные изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Положение Указа № 450).

            В данной статье мы рассмотрим внесенные изменения и дополнения и прокомментируем их.

            Сразу отметим, что основная масса изменений и дополнений вступила в силу со дня официального опубликования Указа № 284 (30.06.2012г.). Отдельные изменения и дополнения вступят в силу через 3 месяца после официального опубликования Указа № 284, то есть с 01.10.2012г.

 

Общие вопросы лицензирования. Общие положения.

 

Изменен срок хранения документов (их копий), представленных соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, продления срока ее действия, внесения в нее изменений и (или) дополнений, а также других документов, относящихся к лицензированию деятельности.

Ранее пункт 10 Положения Указа № 450 предусматривал, что указанные документы хранятся в лицензирующем органе, выдавшем лицензию, либо иных уполномоченных в установленном порядке этим лицензирующим органом его структурных подразделениях, территориальных органах, подчиненных организациях в течение года со дня принятия решения об отказе в выдаче лицензии, прекращения действия лицензии или ее аннулирования, а по истечении данного срока передаются на хранение в государственные архивные учреждения в порядке, установленном актами законодательства.

Теперь документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, продления срока ее действия, внесения в нее изменений и (или) дополнений, а также другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности хранятся в лицензирующем органе, выдавшем лицензию, либо иных уполномоченных в установленном порядке этим лицензирующим органом его структурных подразделениях, территориальных органах, подчиненных организациях в течение пяти лет со дня принятия решения об отказе в выдаче лицензии, прекращения действия лицензии или ее аннулирования, а по истечении данного срока передаются на хранение в архивы лицензирующих органов в порядке, установленном актами законодательства.

Примечательным является факт того, что лицензирующие органы должны будут иметь свои архивы, поскольку по истечении пятилетнего срока все документы, поданные для получения лицензии, ее продления, внесения изменений и (или) дополнений и другие документы, теперь не передаются на хранение в архивные учреждения.

Также до сих пор остается открытым вопрос о том, сколько времени и где хранятся указанные в пункте 9 Положения Указа № 450 документы, а также куда данные документы передаются после истечения определенного времени в случае, если лицензирующим органом принято решение о выдаче лицензии, о внесении изменений и дополнений в лицензию, о продлении лицензии.

 

 

Общие вопросы лицензирования.

Внесение в лицензию изменений и (или) дополнений

   В пункт 70 Положения Указа № 450 добавлена норма об условиях осуществления лицензируемой деятельности в случае присоединения лицензиата — юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности. Так, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В случае, если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо в месячный срок со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном в пунктах 66 — 68 Положения Указа № 450.

Ранее в Положении Указа № 450 рассматривался только случай присоединения лицензиата — юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет.

 

Общие вопросы лицензирования.

Приостановление, прекращение, возобновление действия, аннулирование лицензии

 

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 83 Положения Указа № 450 действие лицензии теперь не прекращается в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений.

С учетом данных изменений многие лицензиаты смогут «спать» спокойно. Ведь на практике довольно часто лицензиаты забывают вовремя вносить изменения в лицензию и потом сталкиваются с огромной и неразрешимой для себя проблемой под названием «автоматическое прекращение действия лицензии».

Также на практике часто у лицензиатов возникал вопрос, с какого конкретного момента начинается течение месячного срока для внесения изменений в лицензию.

Пример.

На практике для подтверждения наличия у соискателя лицензии определенного помещения на праве аренды, безвозмездного пользования недостаточно предоставить только соответствующий договор. В лицензирующем органе почти всегда требуется предоставление регистрационного свидетельства, устанавливающего право собственности (иное право) арендодателя (ссудодателя) на помещение. Бывают случаи, когда арендодатели (ссудодатели) осуществляют вычленение, разделение и другие действия. По итогу в адресе помещения, в котором осуществляется лицензируемая деятельность, появляются кабинеты, помещения, павильоны, этажи, дроби, новые цифры, буквы и так далее. При этом, в большинстве случаев, арендатор (лицензиат) не уведомляется своевременно об указанных изменениях, потому что собственники помещений не думают о том, что изменения в адресе, получение нового регистрационного свидетельства и прочее каким-то образом завязано на лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых к арендатору (лицензиату). В итоге получается ситуация, когда фактически адрес помещения, в котором осуществляется лицензируемая деятельность и который указан в лицензии, один, а в лицензирующем органе и в лицензии адрес указан другой. На практике арендаторы либо самостоятельно случайным образом узнают об изменениях в адресе либо арендодатели все-таки уведомляют арендатора (лицензиата) и предлагают подписать дополнительное соглашение к договору аренды, но совершается это намного позже месячного срока с момента фактического изменения адреса помещения.

Исходя из этой ситуации, многие арендаторы задавались вопросом, с какого момента считать месячный срок для внесения изменений в лицензию, с момента регистрации указанных выше действий в агентстве по государственной регистрации недвижимого имущества и земельного кадастра или с момента подписания дополнительного соглашения к договору аренды. При этом дополнительное соглашение может подписываться спустя год после фактического изменения адреса помещения.

Мы привели лишь один пример из десятков случаев, когда непонятно с какого момента, с точки зрения выполнения лицензионных требований и условий, нужно отсчитывать срок для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию.

 

 

Общие вопросы лицензирования. Реестры лицензий.

 

   Из пункта 98 Положения Указа № 450 удалена норма о том, что информация, содержащаяся в реестре лицензий, публикуется в средствах массовой информации.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность в области автомобильного транспорта

 

Согласно лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым ранее к индивидуальному предпринимателю, ему необходимо было иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки согласно требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

При этом у индивидуального предпринимателя мог быть оформлен в штат близкий родственник, имеющий требуемый уровень подготовки, однако на основании указанной выше императивной нормы Указа № 450 в данном случае предприниматель не мог получить лицензию на деятельность в области автомобильного транспорта.

Благодаря изменениям и дополнениям, внесенным в пункт 121.3. Положения Указа № 450 теперь индивидуальный предприниматель имеет возможность назначить в установленном порядке лицо, ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством. В данном случае сам предприниматель не обязан проходить соответствующее обучение.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения

 

Пункт 127 Положения Указа № 450 дополнен абзацем следующего содержания.

127-1. В лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг, которые имеет право осуществлять лицензиат (в том числе объекты использования атомной энергии и (или) радиационные объекты, устройства и установки, источники ионизирующего излучения, технологическое оборудование и средства радиационной защиты, в отношении которых эти работы и (или) услуги выполняются (оказываются).

 

Наличие разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выданного уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, теперь не является общим лицензионным требованием и условием.

Данное требование относится теперь к конкретным видам деятельности:

— деятельности в области использования атомной энергии;

— деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, деятельности по обращению с радиоактивными отходами, деятельности по проектированию и изготовлению технологического оборудования и средств радиационной защиты;

К деятельности по проведению экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения указанное выше требование не относится.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность в области промышленной безопасности

 

В пункт 136 Положения Указа № 450 добавлен новый термин:

«объекты магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления — объекты магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, подконтрольные Госпромнадзору».

 

Согласно дополнению, внесенному в Положение Указа № 450 не требуется получения лицензии для выполнения работ и (или) оказания услуг по монтажу технических устройств на объектах магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, осуществляемых юридическими лицами и иностранными организациями, имеющими лицензию на осуществление составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг по монтажу соответствующих объектов.

Пункт 141 Положения Указа № 450 изложен в новой редакции: «до принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг Министерство по чрезвычайным ситуациям назначает экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям».

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность в области связи

 

Согласно пункту 147-1 Положения Указа № 450 в лицензии указываются конкретные виды работ и (или) услуг, которые имеет право осуществлять лицензиат.

При оказании услуг сотовой подвижной электросвязи обязательными лицензионными требованиями и условиями являются — обеспечение абоненту и (или) пользователю услуги:

— соединения с абонентами и (или) пользователями услуг сети электросвязи общего пользования;

— доступа к экстренным службам;

— непрерывности связи на территории, указанной в лицензии, независимо от местонахождения абонента и (или) пользователя, в том числе при его передвижении.

Пункт об обеспечении непрерывности связи ранее не был предусмотрен в Положении Указа № 450.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность в сфере игорного бизнеса

 

 

Свершилось долгожданное чудо для соискателей лицензии и лицензиатов в сфере игорного бизнеса.

Законодатель упростил требования в отношении наличия стажа работы в сфере игорного бизнеса для соответствующего должностного лица юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Согласно вступившим в силу изменениям в пункт 159 Положения Указа № 450 лицензионным требованием и условием, предъявляемым к соискателю лицензии, является:

— наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 3 лет.

И еще один существенный подарок от законодателя получили лицензиаты, осуществляющие деятельность  в сфере игорного бизнеса.

До последних изменений в соответствии с пунктом 165 Положения Указа № 450 несоблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность в сфере игорного бизнеса являлось грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий и могло повлечь в соответствии с пунктом 82 Положения Указа № 450 прекращение действия лицензии.

Как известно деятельность в сфере игорного бизнеса регулируется большим числом нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов.

Таким образом, из-за общей фразы, содержащейся ранее в Указе № 450, несоблюдение элементарной и почти ничего не значащей нормы одного из нормативных документов можно было фактически подвести под грубое нарушение.

Факт, что законодатель разумно подошел к данному моменту и исключил из грубых нарушений указанное выше условие, является показательным и направлен на улучшение бизнес климата в стране.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности

Указом № 284 внесены дополнения относительно выполнения мероприятий, предусмотренных в перспективном плане согласно пункту 181 Положения Указа № 450.

Так, лицензиат обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения наиболее позднего по времени срока реализации мероприятий, предусмотренных в перспективном плане, письменно уведомить Министерство по чрезвычайным ситуациям об обеспечении выполнения этих мероприятий.

Оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям назначаются Министерством по чрезвычайным ситуациям не позднее 2 рабочих дней со дня получения этим Министерством указанного выше уведомления, и должны быть завершены не позднее 15 рабочих дней со дня получения этого уведомления.

Стоит обратить внимание на то, что уведомить Министерство по чрезвычайным ситуациям необходимо не о выполнении необходимых мероприятий, а об обеспечении выполнения этих мероприятий. Вместо конкретики указано расплывчатое понятие, под которым можно понимать очень многое.

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду

 

   Указом № 284 добавлена норма о том, что не требуется получения лицензии для использования отходов 1 — 3 классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства

 

 

            По тексту главы 27 Положения Указа № 450 фраза «граждан за границей» заменена фразой «за пределами Республики Беларусь».

В пункт 271 Положения Указа № 450 добавлен абзац следующего содержания: термины «государство трудоустройства», «договор о содействии в трудоустройстве», «договор о трудоустройстве», «иностранный наниматель», «трудящийся-эмигрант» имеют значения, определенные в статье 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года «О внешней трудовой миграции» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 4, 2/1777).

Далее по тексту главы 27 Положения Указа № 450 идут различные изменения и дополнения, которые не влияют на суть и содержание лицензионных требований и условий:

— кандидаты на трудоустройство за границей именуются теперь граждане, обратившиеся к лицензиату в целях трудоустройства за пределами Республики Беларусь;

— трудящиеся-мигранты именуются теперь трудящиеся-эмигранты;

— другие несущественные изменения и дополнения, которые мы бы охарактеризовали как перестановка слов в предложениях.

Из существенных нововведений отметим следующее:

— для трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь теперь будет необходимо представить нотариально заверенную копию договора о трудоустройстве (по крайней мере, подобное условие теперь закреплено в Положении Указа № 450);

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

 

 

            Третий абзац пункта 284 (лицензионные требования и условия осуществления деятельности) изложен в новой редакции:

«наличие сертифицированной системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, или сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000, или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР), а при осуществлении производства спирта этилового из пищевого сырья, вин виноградных, вин плодовых — сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000 или сертифицированной системы анализа риска и критических контрольных точек (НАССР) не позднее чем через 12 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии».

Пункт 292 Положения Указа № 450 дополнен новым предложением следующего содержания: «Действие лицензии может быть приостановлено или прекращено в порядке, предусмотренном в пунктах 76 и 87 настоящего Положения, в том числе по одному или нескольким указанным в этой лицензии видам (группам) продукции».

Таким образом, в случае выявления оснований для приостановления или прекращения лицензии, лицензия может быть приостановлена или прекращена в отношении отдельных видов (групп) продукции. В отношении других видов продукции лицензия будет продолжать действовать.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Медицинская деятельность

 

            Существенным дополнением в порядке получения лицензии на медицинскую деятельность стало новое лицензионное требование и условие:

— наличие не менее чем у одного работника на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности: стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии. Время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами не засчитывается в необходимый для получения лицензии пятилетний стаж работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.

            Такое же требование предусмотрено для индивидуального предпринимателя, предполагающего осуществлять (осуществляющего) медицинскую деятельность.

            Интересной является следующая ситуация.

   Согласно пункту 323 Положения Указа № 450 лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 322 Положения Указа № 450.

В соответствии с пунктом 322 Положения Указа № 450 322 лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

322.1. общие лицензионные требования и условия:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, оборудования, транспорта, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;

322.2. для юридического лица, иностранной организации:

322.2.1. наличие у руководителя организации здравоохранения, или руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, или лица, ответственного в соответствии с приказом руководителя за осуществление лицензируемой деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения:

высшего медицинского образования;

первой или высшей квалификационной категории;

документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность;

322.2.2. наличие не менее чем у одного работника на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности:

высшего и (или) среднего специального медицинского образования;

первой или высшей квалификационной категории (для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование, — квалификационной категории);

стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии. Время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами не засчитывается в необходимый для получения лицензии пятилетний стаж работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность;

документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность;

322.3. для индивидуального предпринимателя — наличие у него, а также привлеченных им в порядке, установленном законодательством, к осуществлению лицензируемой деятельности медицинских работников:

высшего или среднего специального медицинского образования;

первой или высшей квалификационной категории (для индивидуального предпринимателя, имеющего среднее специальное медицинское образование, — квалификационной категории);

стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии. Время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами не засчитывается в необходимый для получения лицензии пятилетний стаж работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность;

документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.

 

Означает ли изложенное выше, что лицензиаты (то есть те, кто уже получил лицензию) обязаны обеспечить наличие не менее чем у одного работника (а в частных компаниях, занимающихся услугами солярия, ультразвуковой терапии, косметологии, на каждую работу и есть по одному врачу) стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии.

Понятное дело, что по действовавшим ранее правилам соискатели лицензии могли получать лицензии, имея врача без указанного выше стажа работы по специальности и уж тем более без 3 последних лет, предшествующих подачи документов на получение лицензии.

Если буквально трактовать действующие нормы Положения Указа № 450 как минимум один работник у лицензиатов должен соответствовать указанным требованиям в отношении стажа работы.

И что в таком случае сейчас делать частным компаниям, у которых всего 1 работник-врач, не отвечающий новым требованиям относительно стажа работы.

В ближайшее время постараемся уточнить данный вопрос в управлении по лицензированию Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

 

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Образовательная деятельность

 

   Из существенных изменений в порядке осуществления образовательной деятельности  отметим то, что теперь не является грубым нарушением несоответствие подготовки обучающихся требованиям образовательных стандартов, подтвержденное заключением аттестационной комиссии при повторной аттестации лицензиата.

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Оказание юридических услуг

 

   В соответствии с изменениями, внесенными в условия осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, теперь для оказания риэлтерских услуг в штате юридического лица со штатной численностью, за исключением технического и вспомогательного персонала, 30 и более работников должно состоять не менее 5 риэлтеров, от 20 до 30 работников — не менее 4 риэлтеров, от 10 до 20 работников — не менее 3 риэлтеров, до 10 работников — не менее 2 риэлтеров. В штате обособленного подразделения юридического лица должен состоять как минимум один риэлтер.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

 

            Глава 36 Положения Указа № 450 дополнена терминами и определениями в соответствии с новым пунктом 368-1 (изменение вступает в силу с 01.10.2012г.).

            Пункт 368-1 Положения Указа № 450:

«368-1. Для целей настоящей главы используются следующие термины и определения:

логистический центр — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем капитальными строениями (зданиями, сооружениями), оборудованием, предназначенный для оказания комплекса услуг, связанных с поставкой и обработкой оптовых партий товаров, в том числе транспортных, складских, экспедиторских, информационных, финансовых и страховых услуг;

оптово-логистический центр — логистический центр, специализирующийся на оптовых партиях потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения и предназначенный для оказания расширенного перечня услуг по их подготовке к реализации через систему розничной торговли;

транспортно-логистический центр — логистический центр, предназначенный для оказания комплекса транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов, а также сопутствующих услуг, связанных с организацией перевозки (перемещения) грузов, пассажиров и багажа».

С 01.10.2012г. для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом соискателям лицензии — владельцам транспортно- или оптово-логистического центра теперь позволяется иметь складские помещения общей площадью не менее 1000 кв. метров на ином законном основании, помимо права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также на соискателей лицензии — владельцев транспортно- или оптово-логистического центра не распространяются требования о наличии периода осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории Республики Беларусь не менее 5 лет.

 

Для осуществления оптовой торговли непищевой спиртосодержащей продукцией соискателям лицензии — владельцам транспортно- или оптово-логистического центра нет необходимости иметь период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) на территории Республики Беларусь не менее 3 лет.

 

Глава 36 Положения Указа № 450 добавлена пунктом 370.3. (изменение вступает в силу с 01.10.2012г.):

370.3. — для осуществления хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта требуется наличие у соискателя лицензии:

на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100000 евро;

на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений общей площадью не менее 1000 кв. метров.

 

Теперь пункт 377 Положения Указа № 450 предусматривает, что действие лицензии может быть приостановлено или прекращено, в том числе по одному или нескольким указанным в лицензии торговым объектам, включая складские помещения.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Охранная деятельность

Ранее в лицензионных требованиях указывалось об обязательном наличии не менее 3 специалистов для выполнения лицензируемой деятельности.

Если читать буквально и применять к тексту трудовое законодательство, то под специалистов не подпадали, к примеру, рабочие.

На практике сам лицензирующий орган не акцентировал на этом внимание, но судя по внесенным изменениям вопросы в отношении наличия именно специалистов, все-таки возникали.

Теперь в наличии должно быть не менее 3 работников, а не менее 3 специалистов.

Добавлено условие о том, что указанные выше работники должны быть на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала.

Добавлено новое грубое нарушение осуществления лицензиатом лицензируемой деятельности:

— выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем подпункта 382.1 пункта 382 Положения Указа № 450.

 

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями

 

В главу 40 Положения Указа № 450 добавлен новый пункт 407-1:

407-1. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

— размещение торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства;

— объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином (павильоном с торговым залом), размер площади торгового зала которого составляет не менее 50 кв. метров (за исключением торговых объектов юридических лиц системы потребительской кооперации, специализированных (фирменных) магазинов юридических лиц, осуществляющих производство и (или) импорт алкогольных напитков, магазинов беспошлинной торговли, расположенных в сельской местности магазинов организаций Управления делами Президента Республики Беларусь);

— выбор формы торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания).

 

            Лицензионные требования разбиты теперь на общие лицензионные требования и условия, на требования при розничной торговле алкогольными напитками, на требования при розничной торговле табачными изделиями.

            408.1. общие лицензионные требования и условия:

— осуществление лицензируемой деятельности при отсутствии у лицензиата торгового объекта и (или) торговых объектов общественного питания с соблюдением указанной в лицензии формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;

— осуществление лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, если о предоставлении такого права указано в лицензии;

408.2. при розничной торговле алкогольными напитками:

— осуществление розничной торговли алкогольными напитками в магазинах, павильонах с торговым залом, размер площади торговых залов которых соответствует требованиям законодательных актов, на торговых объектах общественного питания, местонахождение которых указано в лицензии, в любых формах торговли, в которых законодательными актами не запрещена розничная торговля алкогольными напитками;

— осуществление розничной торговли алкогольными напитками в розлив в магазинах, павильонах с торговым залом, размер площади торговых залов которых соответствует требованиям законодательных актов, на торговых объектах общественного питания, если о предоставлении такого права указано в лицензии;

408.3. при розничной торговле табачными изделиями — осуществление розничной торговли табачными изделиями на торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, местонахождение которых указано в лицензии, в любых формах торговли, в которых законодательными актами не запрещена розничная торговля табачными изделиями.

 

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Фармацевтическая деятельность

 

   Теперь для получения лицензии в отношении работ и услуг, связанных с промышленным производством лекарственных средств и их оптовой реализацией в лицензирующий орган в обязательном порядке необходимо будет предоставить согласованную с Департаментом фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения номенклатуру заявляемых к производству лекарственных средств, которая вносится в лицензию (по крайней мере, если на практике и так требовали данную номенклатуру, сейчас это условие четко закреплено в Указе № 450).

 

Грубым нарушением теперь является не только нарушение требований нормативных правовых актов в отношении хранения лекарственных средств, но и нарушение технических нормативных правовых актов.

Не является теперь грубым нарушением несоответствие фактически используемых площадей установленным законодательством нормам.

 

Условия осуществления фармацевтической деятельности добавлены новыми грубыми нарушениями:

— систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований законодательства в части:

превышения разрешенного к реализации количества лекарственных средств (доз, упаковок), реализуемых без рецепта врача;

отсутствия в аптеке лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств, установленный Министерством здравоохранения.

 

Заключительные положения

 

Форма бланка специального разрешения (лицензии) теперь не предусматривает проставление печати лицензиатом.

P.S.

Согласно пункту 2.4. Указа № 284 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны, если иное не предусмотрено данным Указом, до 1 октября 2012 г. обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, если такие требования и условия изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до вступления в силу Указа № 284, и представить в указанный срок информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы.

В случае несоблюдения указанных выше обязанностей, действие специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности с 1 октября 2012 г. приостанавливается в соответствии с требованиями, предусмотренными Указом N 450 и Указом № 284.

Получение лицензии, лицензий.

Александр Дедюля
2012-08-27. Последнее изменение: 2012-09-30
Запись опубликована в рубрике Лицензирование, Новости, Статьи:. Добавьте в закладки постоянную ссылку.