Лицензирование с 01 марта 2016г. часть вторая

Читайте по данной ссылке: лицензирование с 1 марта 2016г. часть первая (общие положения)

Лицензионные требования и условия отдельных видов деятельности

В данном материале будут описаны изменения и дополнения в лицензировании тех видов деятельности, которые на наш взгляд наиболее востребованы бизнесом, а также те виды деятельности, которые существенно подверглись изменениям (дополнениям).

Положение о лицензировании — Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ 450).

 

Адвокатская деятельность

Не имеет право на получение лицензии физическое лицо (помимо иных ранее действовавших оснований):

обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении действия в случаях, указанных в пунктах 77, 78, 82, абзацах третьем и четвертом пункта 85 Положения о лицензировании, или об аннулировании в случае, предусмотренном в подпункте 88.2 пункта 88 Положения о лицензировании, лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг.

Теперь лицензионным требованием является соблюдение не всех нормативных правовых актов, регулирующих адвокатскую деятельность, а соблюдение требований и условий, установленных Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 2, 2/1884).

Для получения лицензии не нужно прикладывать копию свидетельства об аттестации юриста.

Пункт 108 Положения о лицензировании изложен в новой редакции:

«Действие лицензии прекращается по основаниям, предусмотренным настоящим Положением. Действие лицензии может быть прекращено по решению Министерства юстиции в случае исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов при применении к нему дисциплинарного взыскания, а также в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Теперь грубым нарушением является не нарушение установленного Советом Министров Республики Беларусь порядка наличных расчетов при оплате оказываемой юридической помощи, а конкретно прием наличных денежных средств при оплате юридической помощи без выписки квитанции.

Новое грубое нарушение: совершение проступков, несовместимых со званием адвоката, перечень которых установлен Правилами профессиональной этики адвоката, утверждаемыми Министерством юстиции.

Ветеринарная деятельность

Пункт 114 Положения о лицензировании изложен в новой редакции: «Лицензионным требованием (условием), предъявляемым к лицензиату, является соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в отношении качества и условий выполнения работ и (или) оказания услуг в области ветеринарной деятельности».

Деятельность в области автомобильного транспорта

Из лицензионных требований и условий для лицензиата исключено требование о соблюдении требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта.

Грубые нарушения изложены в новой редакции:

-повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовый медицинский осмотр;

-повторное (в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;

-выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается эксплуатация транспортного средства, либо повторный (в течение 12 месяцев подряд) выпуск на линию транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;

-использование транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;

-выполнение автомобильной перевозки без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора обязательного страхования;

-выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

-повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;

-повторное (в течение 12 месяцев подряд) использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобиля-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также без оформленного в установленном порядке путевого листа.

Деятельность в области вещания

Лицензионным требованием к лицензиату является не соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность в целом, а соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами в отношении порядка производства, выпуска и распространения теле- или радиопрограмм.

Деятельность в области промышленной безопасности

Глава 14 Положения о лицензировании, которая регулирует деятельность в области промышленной безопасности, дополнена новыми пунктами:

137-1. Заявление (с прилагаемыми к нему документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в Госпромнадзор.

137-2. Госпромнадзор в соответствии с Положением о лицензировании:

принимает указанные в пунктах 137-1 и 137-3 Положения о лицензировании документы;

извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в пункте 85-1 Положения о лицензировании, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

137-3. В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это предписание контролирующим (надзорным) органом в Госпромнадзор.

137-4. Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Госпромнадзоре.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном Положением о лицензировании, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Госпромнадзор.

Из лицензионных требований исключено требование о соблюдении требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность.

Закреплено, что выполнение работ, указанных в подпунктах 6.2.2 — 6.2.4 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании, осуществляется работниками (техническими руководителями, специалистами и рабочими), имеющими квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедшими подготовку и оценку знаний нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования к организации надлежащего выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Из лицензионных требований исключено требование о повышении квалификации лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не реже одного раза в 5 лет.

Из грубых нарушений удалено нарушение: выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими установленным требованиям.

Деятельность в области связи

Помимо имевших место случаев, когда не требуется получение лицензии, закреплено новое исключение.

Не требуется получения лицензии также для:

безвозмездного оказания услуги по передаче данных с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет посредством сети передачи данных общей монтированной емкостью 128 портов и менее в пунктах коллективного пользования интернет-услугами (компьютерных клубах, интернет-кафе, иных местах, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к глобальной компьютерной сети Интернет).

Теперь соискатель лицензии для выполнения лицензионных требований и условий может заключить договор с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), которому выделены полосы радиочастот, радиочастотные каналы или радиочастоты для эксплуатации радиоэлектронных средств, используемых для оказания услуг электросвязи общего пользования, о предоставлении права соискателю лицензии использовать сеть электросвязи данного юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оказания услуг электросвязи общего пользования.

Лицензионное требование о соблюдении законодательства, регулирующего деятельность, изменено и изложено в новой редакции. Так, согласно пункту 149.1. Положения о лицензировании одним из общих лицензионных требований и условий является:

соблюдение требований и условий, установленных Законом Республики Беларусь от 15 декабря 2003 года «О почтовой связи» и Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «Об электросвязи».

Закреплено новое лицензионное требование:

-оказание услуг электросвязи общего пользования с использованием сетей электросвязи лицензиата, в установленном порядке введенных в эксплуатацию и имеющих разрешения на присоединение сети электросвязи к сети электросвязи общего пользования, присоединение (включение) сети передачи данных к единой республиканской сети передачи данных.

Закреплено особое лицензионное требование при оказании услуг по трансляции телевизионных программ:

-наличие разрешения уполномоченной Советом Министров Республики Беларусь организации на эксплуатацию головной станции системы кабельного телевидения (при оказании таких услуг в системе кабельного телевидения).

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности

В новой редакции изложены случаи, когда лицензию получать не нужно.

Согласно пункту 175 Положения о лицензировании не требуется получения лицензии для:

-реализации средств противопожарной защиты юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим их производство на территории Республики Беларусь;

-создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;

-выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, за исключением расчетов:

-температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения;

-соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания.

Исключено условие о том, что лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:

эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по перечню, утвержденному в установленном порядке.

Глава 18 Положения о лицензировании добавлена новыми пунктами:

176-1. Заявление (с прилагаемыми к нему документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в учреждение «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» Министерства по чрезвычайным ситуациям.

176-2. Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности:

-принимает указанные в пунктах 176-1 и 176-3 Положения о лицензировании документы в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании;

-извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

-выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

-формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

-назначает проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата — при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям;

-рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в пункте 85-1 Положения о лицензировании, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

176-3. В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это требование (предписание) контролирующим (надзорным) органом в Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности.

176-4. Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Республиканском центре сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном Положением о лицензировании, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности.

Среди лицензионных требований закреплено требование о наличии системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям. То есть МЧС Республики Беларусь к марту 2016 года должно установить порядок разработки и функционирования системы контроля качества в области осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

Исключено лицензионное требование о необходимости соблюдении требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность, стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации.

С 01 марта 2016 года согласно пункту 180 Положения о лицензировании до принятия решения по вопросам лицензирования в обязательном порядке проводится оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата — при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям. Отметим, что ранее это было право лицензирующего органа проводить такую проверку или экспертизу, а не обязанность.

Исключен пункт 181 Положения о лицензировании, в котором говорилось о возможности представления соискателем лицензии перспективного плана устранения недочетов, несоответствий при проведении проверки или экспертизы, а также другие нормы, касающиеся проведения проверки и экспертизы.

Из грубых нарушений удалены следующие нарушения:

-выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в Положении о лицензировании;

-систематическое (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность.

Деятельность по оказанию психологической помощи

Лицензионным требованием и условием является не соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность, а соблюдение требований и условий, установленных Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи».

Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду

Согласно пункту 214 Положения о лицензировании не требуется получения лицензии для:

-использования отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;

-использования отходов 1 — 3 классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя;

-обезвреживания отходов при проведении лабораторных работ и исследований;

-обезвреживания медицинских отходов 1 — 3 классов опасности методом автоклавирования, а также химическим методом путем использования химических дезинфицирующих средств;

-обезвреживания жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных техническими нормативными правовыми актами, с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства.

Определение понятия операций с озоноразрушающими веществами изложено в новой редакции. Под такими операциями понимается купля, продажа, сбор, хранение, рециркуляция (рециклинг), восстановление, обезвреживание, утилизация озоноразрушающих веществ, применение озоноразрушающих веществ при техническом обслуживании, ремонте оборудования и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества, при обеззараживании и очистке подкарантинных объектов, в том числе подкарантинной продукции.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии с 1 марта 2016 года являются:

-при операциях с озоноразрушающими веществами — наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

-при использовании отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов — наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, предусмотренных проектной документацией (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе).

При использовании отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов, лицензионным требованием для лицензиата является также наличие сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, для объектов захоронения коммунальных отходов.

Грубые нарушения изложены в новой редакции.

Согласно пункту 223 Положения о лицензировании грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

223.1. при операциях с озоноразрушающими веществами:

-невыполнение мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ;

-применение озоноразрушающих веществ, не включенных в указанный в лицензии перечень разрешенных озоноразрушающих веществ;

-превышение указанных в лицензии объемов употребления озоноразрушающих веществ;

223.2. при использовании отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов:

-использование отходов 1 — 3 классов опасности, не включенных в указанный в лицензии перечень разрешенных к использованию отходов 1 — 3 классов опасности, перечень обезвреживаемых отходов;

-отсутствие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании либо неиспользование оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;

-непроведение в порядке, установленном законодательством, локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями

С 01 марта 2016 года не требуется получения лицензии для:

-выполнения работ и (или) оказания услуг с химическими соединениями и растворами, содержащими драгоценные металлы, кроме твердых растворов (сплавов);

-использования в производстве алмазов в инструменте и (или) в изделиях производственно-технического назначения;

-реализации (поставки) драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

-сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при сборе отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор в соответствии с законодательными актами.

Исключено лицензионное требование к соискателю лицензии о необходимости обеспечения наличия технических условий на драгоценные камни (для обработки драгоценных камней).

Исключено лицензионное требование к лицензиату о соблюдении требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность.

Пункт 231.2. Положения о лицензировании изложен в новой редакции.

Так, соискатель лицензии прикладывает к заявлению о выдаче лицензии (помимо других документов) заключение органа (организации), обеспечивающего в порядке, установленном законодательством, безопасность (охрану) объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг, подтверждающее его соответствие необходимым для осуществления лицензируемой деятельности требованиям к технической укрепленности, а также оснащению системами и средствами охраны».

Отметим, что ранее законодатель указывал на необходимость соответствия объекта требованиям по обеспечению сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней. Поскольку подобных требований не существует норму изменили, добавив в нее конкретику. Теперь, важно соблюсти имеющиеся требования по технической укрепленности объекта, а также оборудовать объект системами и средствами охраны.

Добавлено новое грубое нарушение:

-выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, не указанных в лицензии.

Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

Исключено условие о необходимости указывать для каждого обособленного подразделения (филиала) либо производственных площадей виды (группы) продукции, которые имеет право производить лицензиат.

Исключено условие о необходимости соответствия имеющегося оборудования и устройства помещений, инженерных коммуникаций, технологических линий для производства, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Несколько в иной редакции изложены лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату.

Так, согласно пункту 284 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

-соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 283 Положения о лицензировании (то есть общих лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии);

-наличие не позднее чем через 12 месяцев после принятия решения о выдаче лицензии сертифицированной системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001, или сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000, или сертифицированной системы анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР), а при осуществлении производства спирта этилового из пищевого сырья, вин виноградных, вин плодовых — сертифицированной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по ИСО 22000 или сертифицированной системы анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР);

-соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в отношении качества и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, а также соблюдение требований и условий, установленных технологическими документами в отношении технологии производства указанной продукции.

С 1 марта 2016 года не являются особыми лицензионными требованиями и условиями:

-выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта в пределах оснащенности производства специализированными мощностями для выпуска продукции, вид (группа) которой указывается в лицензии;

-выпуск табачных изделий в пределах оснащенности производства для конкретных видов (групп) продукции, перечень которых указывается в лицензии.

Данные нормы исключены из Положения о лицензировании.

При подаче документов для получения лицензии с 1 марта 2016 года не нужно прикладывать заключение органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям о соответствии производства, на котором предполагается выпуск алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

При включении в лицензию сведений о складских помещениях вне производственных площадей (при их наличии), где предполагаются хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и оптовая торговля ими, не нужно будет прикладывать заключение органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям о соответствии помещений, в которых предполагаются хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и оптовая торговля ими, требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

При анализе внесенных изменений в главу 28 Положения о лицензировании напрашивается вывод о том, что сложно на практике было решить вопрос по соответствию помещений противопожарным нормам, поэтому, скорее всего, у соискателей лицензии и лицензиатов были проблемы с МЧС, поэтому и убрали для производителей соответствующие нормы, касающиеся вопросов противопожарных норм и заключений органов МЧС.

Из грубых нарушений удалены:

-нарушение требований технологии производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;

-использование для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством.

Деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов.

Данный вид деятельности с 1 марта 2016 года не лицензируется.

Медицинская деятельность

Услуги по монтажу, наладке и техническому обслуживанию медицинской техники и изделий медицинского назначения с 1 марта 2016 года не лицензируются.

С 1 марта 2016 года не требуется получения лицензии для осуществления медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста. При этом осуществление такой деятельности допускается при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством.

Отметим, что данная норма внесла существенные изменения с порядок деятельности больниц, поликлиник и прочих государственных учреждений здравоохранения. С 1 марта 2016 года деятельность таких организаций не лицензируется. Это означает, что в лицензирующий орган будут приходить только частные организации либо государственные организации, но не являющиеся организациями здравоохранения.

С практической точки зрения эта норма существенно снизит нагрузку на управление по лицензированию Минздрава Республики Беларусь и лицензии субъекты хозяйствования смогут получать намного быстрее.

Закреплено новое лицензионное требование к соискателю лицензии и, соответственно, к лицензиату:

-необходимо обеспечить наличие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения с организацией, оказывающей услуги по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Закреплено жесткое лицензионное требование для организаций частной формы собственности: с 1 марта 2016 года все медицинские работники должны иметь высшее или среднее специальное медицинское образование, а также только высшую или первую квалификационную категорию.

Установлены новые лицензионные требования для лицензиата:

-обеспечение назначения на должности руководителя организации здравоохранения, руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, на должности медицинских работников иных работников вместо заявленных при получении лицензии в течение одного месяца со дня их увольнения, за исключением случаев внесения изменений в штатное расписание;

-представление в Министерство здравоохранения в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности руководителя организации здравоохранения, руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, на должности медицинских работников иных работников вместо заявленных при получении лицензии, о назначении на должности медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии;

-представление в Министерство здравоохранения в течение месяца документов об изменении штатного расписания в части медицинских работников.

Если  организация, не является организацией здравоохранения и намеревается выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемую деятельность, выполнять и (или) оказывать которые вправе медицинские работники, имеющие среднее специальное медицинское образование, то требования о наличии у лица, ответственного по приказу, за осуществление лицензируемой деятельности, высшего медицинского образования, первой или высшей категории – не распространяются.

Закреплено, что заключение территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии помещений и условий для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, требованиям законодательства, подается, если со дня выдачи такого заключения истекло не более 3 месяцев.

Закреплено, что заключение (акт) об оценке технического состояния и результатах поверки и (или) вводе в эксплуатацию принадлежащей соискателю лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании медицинской техники, изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения (оказания) заявляемых работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, подается, если со дня выдачи такого заключения (акта) истекло не более 3 месяцев.

Для получения лицензии с 1 марта 2016 года в обязательном порядке необходимо прикладывать:

-копию договора на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения с организацией, оказывающей услуги по монтажу, наладке, техническому обслуживанию, ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения, или документы в отношении лица, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, — копии приказа о приеме на работу (назначении на должность), трудового договора (контракта), диплома, сертификата и (или) удостоверения о прохождении специализации, трудовой книжки.

-копию штатного расписания.

Отметим, что копия штатного расписания на практике и так предоставлялась. Законодатель решил официально закрепить данное условие в Положении о лицензировании.

Теперь официально закреплено, в случае, если работа у соискателя лицензии (лицензиата) не является основной работой, — в отношении такого работника прикладывается справка о месте работы, службы и занимаемой должности с основного места работы с обязательным указанием в ней продолжительности и режима рабочего времени.

Закреплены новые грубые нарушения:

-отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

-отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

-отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание и ремонт, а также исправной медицинской техники, действующей поверки соответствующей медицинской техники;

-непредставление в Министерство здравоохранения в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности руководителя организации здравоохранения, руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, на должности медицинских работников иных работников вместо заявленных при получении лицензии, о назначении на должность медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии.

Напомним, что в случае выявления грубого нарушения лицензия может быть аннулирована.

Образовательная деятельность

Исключены следующие лицензионные требования и условия:

-соблюдение особых лицензионных требований и условий, указанных в лицензии;

-соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность.

Оказание юридических услуг

Из главы 34 Положения о лицензировании исключен термин – свидетельство об аттестации юриста.

Внесены некоторые дополнения в определение юридических услуг. В первой части определения было указано, что под юридическими услугами понимается возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов. А вот что это за другие юридические документы нигде определено не было. С 1 марта 2016 года под такими документами будут пониматься документы, связанные с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица.

Исключен случай, когда юридическое лицо не имело право получить лицензию на оказание юридических услуг: если в отношении руководителя юридического лица в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании свидетельства об аттестации юриста.

Ранее указывалось, что не имеет право получить лицензию на оказание юридических услуг юридическое лицо, если в отношении руководителя или работника такого юридического лица, имеющего юридическое образование, либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого были зарегистрированы (учредителем или руководителем которого являлись) эти лица, в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг.

С 1 марта 2016 года сюда попадут также случаи прекращения лицензии, а не только аннулирования.

Так, согласно пункту 344.1.1. Положения о лицензировании не имеет право получить лицензию на оказание юридических услуг юридическое лицо, если в отношении руководителя или работника такого юридического лица, имеющего юридическое образование, либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого были зарегистрированы (учредителем или руководителем которого являлись) эти лица, в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение о прекращении действия в случаях, указанных в пунктах 77, 78, 82, абзацах третьем и четвертом пункта 85 Положения о лицензировании, или об аннулировании в случае, предусмотренном в подпункте 88.2 пункта 88 Положения о лицензировании, лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг.

Такое же изменение коснулось и риэлтерских услуг.

Согласно пункту 344.1.3. Положения о лицензировании не имеет право получить лицензию на оказание риэлтерских услуг юридическое лицо, если в отношении руководителя или специалиста по риэлтерской деятельности такого юридического лица либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого были зарегистрированы (учредителем или руководителем которого являлись) эти лица, в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение о прекращении действия в случаях, указанных в пунктах 77, 78, 82, абзацах третьем и четвертом пункта 85 Положения о лицензировании, или об аннулировании в случае, предусмотренном в подпункте 88.2 пункта 88 Положения о лицензировании, лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг.

Такое же изменение коснулось индивидуальных предпринимателей.

Не имеет право получить лицензию на оказание юридических услуг индивидуальный предприниматель, если в отношении его в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение о прекращении действия в случаях, указанных в пунктах 77, 78, 82, абзацах третьем и четвертом пункта 85 Положения о лицензировании, или об аннулировании в случае, предусмотренном в подпункте 88.2 пункта 88 Положения о лицензировании, лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг.

Из пункта 345 Положения о лицензировании исключена норма о том, что Министерство юстиции выдает свидетельства об аттестации юриста.

Несколько уточнены (изменены) лицензионные требования для оказания юридических услуг.

Согласно пункту 346.1. Положения о лицензировании лицензионными требованиями являются:

-для юридического лица — формирование штата из работников, включая руководителя организации и его заместителей (за исключением технического и вспомогательного персонала), с высшим юридическим образованием. При этом не менее 2 работников, имеющих высшее юридическое образование, должны быть гражданами Республики Беларусь, иметь стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет и работа у соискателя лицензии для них должна являться основным местом работы;

-для индивидуального предпринимателя — наличие гражданства Республики Беларусь, высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет.

Уточнены (изменены) лицензионные требования для оказания риэлтерских услуг.

Исключена норма об обязательном наличии в штате юридического лица агентов по операциям с недвижимостью, количество которых не может превышать количество риэлтеров более чем в три раза.

Закреплено, что риэлтеры должны работать у юридического лица по основному месту работы.

С 1 марта 2016 года и заместитель директора юридического лица (помимо руководителя), оказывающего риэлтерские услуги, должен иметь свидетельство об аттестации риэлтера либо высшее образование и стаж работы не менее 3 лет в качестве руководителя риэлтерской организации, его структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.

Исключено лицензионное требование к лицензиату: соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность.

С 1 марта 2016 года лицензионными требования для лицензиата при оказании юридических услуг являются:

-соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в подпункте 346.1 пункта 346 Положения о лицензировании (это общие требования к соискателю лицензии);

-осуществление и обеспечение осуществления лицензируемой деятельности только гражданами Республики Беларусь, имеющими высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет (убраны нормы по свидетельству об аттестации юриста);

-наличие договоров на оказание юридических услуг, заключенных в соответствии с законодательством, журнала учета сведений о финансовых операциях, правил внутреннего контроля и журнала учета специальных формуляров (не нужны документы, устанавливающие тарифы на оказываемые услуги; не нужны другие документы, подтверждающие факт возмездного оказания услуг);

-соблюдение Правил профессиональной этики лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции (новая норма). Такая же норма закреплена для оказания риэлтерских услуг;

-соблюдение Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции (новая норма). Такая же норма закреплена для оказания риэлтерских услуг;

-наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения либо его части, соответствующих требованиям законодательства, для осуществления лицензируемой деятельности.

Вместе с заявлением о выдаче лицензии и прилагаемыми к нему документами, юридическое лицо с 1 марта 2016 года прикладывает также копии трудовых книжек (их дубликатов) штатных работников, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, заверенные по последнему месту работы в установленном законодательством порядке (ранее была привязка к свидетельству об аттестации юриста, а также требовалась не копия трудовой книжки, а выписка из нее).

Индивидуальный предприниматель прикладывает также копию трудовой книжки (ее дубликата), заверенную по последнему месту работы в установленном законодательством порядке. В случае отсутствия у соискателя лицензии места работы он представляет:

-при личном обращении — нотариально засвидетельствованную копию трудовой книжки (ее дубликата) либо ее копию с предъявлением оригинала (ее дубликата);

-при представлении документов иным способом — нотариально засвидетельствованную копию трудовой книжки (ее дубликата).

С 1 марта 2016 года грубыми нарушениями являются:

-передача права на осуществление лицензируемой деятельности другому юридическому или физическому лицу;

-оказание юридических услуг (как составляющих лицензируемую деятельность услуг) без заключения в письменной форме договора на оказание юридических услуг;

-оказание риэлтерских услуг без заключения в письменной форме договора на оказание риэлтерских услуг, либо работниками лицензиата, не имеющими права оказывать услуги, относящиеся к исключительной компетенции риэлтера, либо лицами, не состоящими в штате риэлтерской организации (по поручению такой организации), либо применение тарифов (ставок), отличных от установленных законодательством на риэлтерские услуги, а также несоблюдение требований, установленных в подпункте 346.3 пункта 346 Положения о лицензировании;

-оказание юридических услуг (как составляющих лицензируемую деятельность услуг) работниками лицензиата, не являющимися гражданами Республики Беларусь либо не имеющими высшего юридического образования и (или) стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет;

-оказание юридических услуг при несоответствии лицензиата лицензионным требованиям и условиям, указанным в подпункте 346.1 пункта 346 Положения о лицензировании, а также в случаях, предусмотренных в пункте 344 Положения о лицензировании.

Охранная деятельность

Существенных изменений по данному виду деятельности не имеется.

Составляющие виды деятельности работ и (или) услуг.

1.Деятельность в области использования атомной энергии.

1.1.Не лицензируется с 1 марта 2016 года изготовление, монтаж, наладка, диагностирование, ремонт, обслуживание ядерных установок.

1.2.Введена новая составляющая вида деятельности работа (услуга): выполнение работ и предоставление эксплуатирующим организациям услуг, влияющих на безопасность, включая строительство объектов.

2.Услуги электросвязи общего пользования.

2.1.Не лицензируется с 1 марта 2016 года предоставление в пользование каналов электросвязи.

3.Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

3.1.С 1 марта 2016 года не лицензируется эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей.

3.2.С 1 марта 2016 года не лицензируется проведение испытаний на пожарную опасность, проведение испытаний на огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций.

3.3.С 1 марта 2016 года не лицензируется производство и капитальный ремонт пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушащих веществ и торговля указанной продукцией. Лицензируется только капитальный ремонт (перезарядка) огнетушителей, торговля средствами противопожарной защиты по перечню, установленному законодательством.

3.4.Пункт 10.7. перечня составляющих вид деятельности работ и (или) услуг изложен в новой редакции. С 1 марта 2016 года подлежит лицензированию экспертная деятельность по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности.

4.Медицинская деятельность.

4.1.Не подлежит лицензированию с 1 марта 2016 года фитотерапия, экспертная медицинская деятельность, работы по монтажу, наладке и ТО медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!! Приносим извинения!