Официальные рекомендации Минторга по определению формата торгового объекта

Дата последнего изменения записи: 2012-09-25

Услуги по получению лицензий, 

согласованию ассортиментного перечня и режима работы

Рекомендации Министерства торговли Республики Беларусь от 01.12.2004 N 07-09/425 «Об отнесении торговых объектов к различным форматам»

1. Настоящие Рекомендации об отнесении торговых объектов к различным форматам (далее — Рекомендации) разработаны во исполнение подпункта 2.3 пункта 2 протокола заседания Межведомственного совета по упорядочению работы рынков и повышению эффективности их деятельности от 23 сентября 2004 г. N 10 и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. «О торговле» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 87, 2/981), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. N 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 58, 5/14061), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. N 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 142, 5/13529), Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения».
2. Под торговым объектом понимается имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям.
Торговый объект должен быть оснащен оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в торговом объекте — надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателем товаров.
Торговые объекты в зависимости от их архитектурно-строительных характеристик подразделяются на стационарные и нестационарные.
Стационарные торговые объекты — торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты — торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные.
Фундамент — это конструктивный элемент сооружения, передающий нагрузку от сооружения на основание. К заглубленным фундаментам относятся все их виды, предназначенные для передачи нагрузки от надземного здания или сооружения на основание, которые заглублены в грунт ниже уровня планировки срезкой или подсыпкой.
3. Торговые объекты могут быть представлены в следующих форматах: магазин, павильон, киоск, палатка, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин, торговое место и иные форматы.
4. При отнесении торгового объекта к формату магазина, павильона, киоска, палатки, торгового автомата, автомагазина следует руководствоваться определениями СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» (далее — СТБ 1393-3003):
магазин — специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение. (Примечание — в магазине наряду с торговым помещением могут быть подсобные, административно-бытовые, технические помещения, а также помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже);
павильон — оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал или без него и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. (Примечание — павильон, имеющий торговый зал, может быть отнесен к магазину);
киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас;
палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которого размещен товарный запас, как правило, на один день торговли;
торговый автомат — техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса продажи определенных товаров;
автомагазин — специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.
Формат торгового объекта «автолавка» определяется аналогично формату «автомагазин».
К формату торгового объекта «лоток» относится переносное приспособление в виде открытого прилавка для осуществления разносной торговли. К указанному формату рекомендуется относить, например, используемое для разносной торговли мороженым холодильное оборудование (тележки) и тому подобное.
Прилавок — стол, предназначенный для обслуживания покупателей и проведения всех необходимых для этого работ: демонстрации и упаковывания товаров, расчета с покупателями (СТБ 1393-2003).
5. Форматы торговых объектов, расположенных на торговой площади магазина, площадях торгового центра иных зданий и помещений (в объектах общественного питания, административных зданиях, зданиях вокзалов, аэропортов, объектах бытового обслуживания, связи, спортивных сооружениях и иных объектах):
занимающие изолированное помещение с торговым залом классифицируются по СТБ 1393-2003 в формате магазина или павильона с торговым залом;
занимающие изолированное помещение без торгового зала классифицируются по СТБ 1393-2003 в формате киоска или павильона без торгового зала;
не занимающие изолированного помещения классифицируются в формате:
лоток, торговый автомат или иное средство разносной торговой сети (тележка, корзина и тому подобное);
иной торговый объект (торговое оборудование, занимающее часть торгового зала магазина или иного помещения, в том числе занимаемое пространство может иметь ограждение в виде «роллеты» или иного подобного устройства). При согласовании открытия данных форматов торговых объектов и выдачи лицензии на осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания рекомендуем определять их формат как «торговый объект».
Под изолированным помещением понимается замкнутое пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение, ограниченное строительными конструкциями и архитектурно-художественным оформлением (например, этаж в универмаге или магазине, комната в здании).
6. Формат торгового объекта «торговое место» применяется только при организации торговли на рынке.
Торговое место — часть торгового прилавка, торгового ряда или территории рынка для установки передвижных средств развозной и разносной торговли, необходимая для выкладки и продажи товаров и ведения единого учета поступления и продажи товаров.
Торговый ряд — совокупность торговых мест, расположенных в одну линию и функционирующих только во взаимосвязи.
Торговый ряд представляет собой сооружение с общим фундаментом (или без него) и (или) общей крышей и (или) общей задней стенкой, которое разделено на отдельные секции (боксы), которые могут закрываться различными способами, в том числе роллетами. Указанные секции (боксы), составляющие торговый ряд, относятся к формату «торговое место».
Киоски, павильоны, установленные на территории рынка в ряд, не рассматриваются как торговый ряд и не подпадают под формат «торговое место».
К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
Размер торгового места определяется органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и отмечается на плане экспликации рынка.
7. При отнесении здания, сооружения, в котором предоставляются площади юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации торговых объектов, к «рынку» или «торговому центру» необходимо принимать во внимание следующее.
В торговом центре площади для организации торговых объектов представляются только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Рынок располагается на специально отведенном земельном участке, на котором кроме торговых мест могут быть расположены торговые центры, магазины, киоски, павильоны, объекты общественного питания, бытового обслуживания и другие.
На рынке в обязательном порядке должны быть определены торговые места, предназначенные для осуществления физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, продажи товаров в соответствии со специализацией рынка.
По СТБ 1393-2003:
рынок — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными;
торговый центр — совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
8. Формат торгового объекта определяется местным исполнительным и распорядительным органом при согласовании открытия торгового объекта и выдаче специального разрешения лицензии) на осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания.

Александр Дедюля
2012-08-05. Последнее изменение: 2012-09-25
Запись опубликована в рубрике Вопросы-ответы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.