Система производственного контроля

Система производственного контроля вместо испытательных подразделений

Система производственного контроляВ настоящее время Указом Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменено лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей.

При этом отмена лицензирования не означает, что строительные организации могут производить строительно-монтажные работы как им угодно.

В Республике Беларусь действует большое количество технических нормативных правовых актов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности строительные организации.
В соответствии с техническим кодексом установившейся практики 45-1.03-161-2009 (02250) «Организация строительного производства» (далее – ТКП 45-1.03-161-2009) контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.
В основном, создание специальных служб контроля качества строительно-монтажных работ осуществлялось в соответствии с техническим кодексом установившейся практики 45-1.01-47-2006 (02250) «Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения» (далее – ТКП 45-1.01-47-2006).

Крупные строительные организации, имеющие достаточное количество средств и возможностей создавали и сертифицировали систему менеджмента качества строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования».

Однако большинство строительных организаций все же создавали испытательные подразделения и проводили оценку их технической компетентности в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006. Выдаваемое по итогам оценки технической компетентности свидетельство предоставляло возможность данным организациям осуществлять строительно-монтажные работы.

С 1 мая 2011 года ТКП 45-1.01-47-2006 не применяется. В соответствии с Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 476 от 07.12.2010г. взамен ТКП 45-1.01-47-2006 утвержден и введен в действие с 1 мая 2011 года ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (далее — ТКП 45-1.01-221-2010).
Рассмотрим более подробно основные положения ТКП 45-1.01-221-2010 и порядок проведения оценки системы производственного контроля, а также проведем некий сравнительный анализ нового ТКП 45-1.01-221-2010 с ранее действовавшим ТКП 45-1.01-47-2006.

ТКП 45-1.01-47-2006 устанавливал порядок оценки технической компетентности испытательных подразделений, проводящих испытания строительных материалов и изделий и осуществляющих контроль качества выполняемых в строительстве работ (услуг).
ТКП 45-1.01-221-2010, в свою очередь, устанав¬ливает основные положения и порядок проведения оценки системы производственного контроля при производстве строительных материалов и изделий и выполнении работ и услуг в строительстве.
В соответствии с п.4.3. ТКП 45-1.01-47-2006 оценка технической компетентности являлась обязательной для испытательных подразделений организаций, проводящих испытания и контроль качества продукции в строительстве.
В соответствии с п.4.1. ТКП 45-1.01-221-2010 организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систе¬му производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строи¬тельстве в соответствии с требованиями ТНПА.

С учетом приведенных норм можно предположить, что оценка системы производственного контроля будет распространяться и на проектные организации.

ТКП 45-1.01-221-2010 исключило понятие испытательного подразделения. При этом п.4.3. установлено, что для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения, проводящие контроль качества продукции (испытатель¬ную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т. д.), или отдельных должностных лиц (не менее двух человек, работающих на постоянной основе), упол¬номоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.
Отметим, что впервые появились нормы о возможности вместо структурных подразделений иметь отдельных должностных лиц, упол¬номоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.
Однако данные нормы распространяются не на все строительные организации. Согласно п.7.7. ТКП 45-1.01-221-2010 для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей допускается приказом возла¬гать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц, которые долж¬ны иметь должностные инструкции с указанием их функций, прав, обязанностей, ответственности в части правил проведения контроля, порядка проведения контроля и взаимодействия с другими долж¬ностными лицами.
При этом должны быть установлены:
— порядок управления документацией и записями, средствами испыта¬ний и контроля;
— порядок подготовки и повышения квалификации персонала;
— порядок проведения внутреннего аудита и устранения выявленных несоответствий;
— порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
— порядок рассмотрения претензий.
Интересным является тот факт, что ТКП 45-1.01-221-2010 не содержит термина «малое предприятие».
Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» содержит лишь понятие малой организации. В соответствии со статьей 3 данного Закона малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Однако необходимо обратиться к п.3 ТКП 45-1.01-221-2010. Данный пункт устанавливает, что в указанном техническом кодексе применяют термины, установленные в ТР 2009/13/BY, ТКП 5.3.13, ГОСТ 16504.
В соответствии с п.3.5. технического кодекса установившейся практики 5.3.13-2007 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения» под малым предприятием понимается юридическое лицо, выполняющее работы в строительстве и имеющее численный состав сотрудников не более 15 человек.
Таким образом, в случае, если строительная организация имеет численный состав не более 15 человек, допускается приказом руководителя организации возла¬гать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц (не менее двух человек, работающих на постоянной основе).

В соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 система производственного контроля включает в себя:
— персонал, проводящий контроль качества продукции;
— необходимые средства контроля;
— производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.);
— ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции;
— документы системы управления качеством.
Целями оценки системы производственного контроля являются:
— выполнение основополагающих требований ТР 2009/13/BY;
— обеспечение возможности достижения требуемых показателей качества выпускаемых строи¬тельных материалов и изделий и выполняемых работ в строительстве;
— обеспечение единства и достоверности результатов контроля;
— получение объективной оценки качества продукции в строительстве;
— обеспечение гарантии качества продукции в строительстве.

Задачами оценки системы производственного контроля являются:
— установление соответствия средств контроля, квалификации персонала, осуществляющего контроль качества продукции в строительстве, требованиям ТНПА;
— оценка условий, гарантирующих единство и достоверность результатов контроля качества продукции в строительстве.

Участниками работ по оценке системы производственного контроля теперь являются Минстройархитектуры, базовая организация (данное понятие заменило организацию-координатора), организации по оценке системы производственного контроля (данное понятие заменило организации по оценке технической компетентности) и заявитель на оценку системы производственного контроля (данное понятие заменило испытательные подразделения).

Отметим, что в ранее действующем ТКП 45-1.01-47-2006 содержались требования к организации-координатору (организация, которая проводила координацию работ по оценке технической компетентности). В требованиях указывалось о том, как назначается организация-координатор, указывались требования к персоналу и техническому оснащению, содержались права и обязанности организации-координатора.
Также ТКП 45-1.01-47-2006 содержал порядок утверждения организаций по оценке технической компетентности.
ТКП 45-1.01-221-2010 указанных положений не содержит. В том числе не содержится отдельных положений о требованиях к базовой организации, которая теперь координирует работы по оценке системы производственного контроля.

Согласно п.4.9. ТКП 45-1.01-221-2010 оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры организации по оценке системы производственного контроля.
Ранее свидетельства о технической компетентности испытательных подразделений организаций, осуществляющих выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы (услуги) в строительстве, выдавались следующими уполномоченными организациями в соответствии с Перечнем административных процедур, осуществляемых Министерством архитектуры и строительства и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 570 от 04.05.2009г., Перечнем административных процедур, осуществляемых Министерством транспорта и коммуникаций и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1646 от 29.11.2007г., Перечнем административных процедур, осуществляемых Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 101 от 26.01.2010г.:
— научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Стройтехнорм»;
— научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Институт БелНИИС»;
— научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «НИИСМ»;
— инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр»;
— республиканское дочернее унитарное научно-испытательное предприятие «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр»;
— государственное предприятие «БелдорНИИ»;
— республиканское унитарное предприятие «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами президента Республики Беларусь.
При этом в постановления Совета Министров Республики Беларусь № 570 от 04.05.2009г., № 1646 от 29.11.2007г., № 101 от 26.01.2010г. еще не внесены изменения в соответствии с нормами ТКП 45-1.01-221-2010. В соответствии с указанными постановлениями выдаются свидетельства о технической компетентности испытательных подразделений. И при этом испытательных подразделений организаций, осуществляющих выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы (услуги) в строительстве.
То есть нормы указанных постановлений Совета Министров Республики Беларусь не соответствуют ТКП 45-1.01-221-2010.
В том числе на сегодняшний день отсутствует информация о назначении Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь своим внутренним документом или нормативным правовым актом перечня организаций, уполномоченных на выдачу свидетельств о технической компетентности системы производственного контроля.
Таким образом, юридически не совсем понятно как в настоящее время и на основании какого документа и какие организации выдают свидетельства о технической компетентности в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010.

Согласно п.4.10. ТКП 45-1.01-221-2010 положительная оценка системы производственного контроля организации подтверждается свидетельством о технической компетентности (далее — свидетельством). Срок действия свидетельства — 5 лет.
Организация, осуществляющая деятельность в области строительства, может иметь одно свидетельство о технической компетентности.
Недопустимо проведение оценки системы производственного контроля в нескольких организа¬циях по оценке системы производственного контроля.

Система производственного контроля должна обеспечивать контроль продукции в строи¬тельстве на всех стадиях ее производства путем проведения входного, операционного и приемоч¬ного контроля.
Входной контроль продукции в строительстве должен проводиться в соответствии с требова¬ниями СТБ 1306-2002 «Строительство. Входной контроль продукции. Основные положения».
Порядок проведения и объем операционного и приемочного контроля должны соответствовать требованиям ТНПА и плану контроля организации.
Система производственного контроля должна соответствовать СТБ ИСО/МЭК 17025 в части технических требований к:
— методам испытаний и подтверждению их правильности;
— оборудованию;
— отбору проб;
— погрузочно-разгрузочным операциям и транспортированию образцов для испытаний.

Функционирование системы производственного контроля в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 и другими техническими нормативными правовыми актами организация подтверждает наличием:
— организационной структуры, обеспечивающей проведение контроля качества продукции;
— плана контроля, утвержденного руководителем организации;
— средств контроля, удовлетворяющих требованиям ТНПА на методы контроля;
— фонда ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве, методы контроля;
— персонала, имеющего:

профессиональное образование (высшее или среднее техническое в области строительства); подготовку и опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля каче¬ства продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;
— сертификатов компетентности в соответствии с требованиями ТКП 5.1.19-2009 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения», подтверждающих профессиональную компетентность персонала или аттестованных специалистов, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
— помещений, соответствующих требованиям ТНПА;
— условий проведения испытаний и контроля, соответствующих требованиям ТНПА;
— системы регистрации результатов контроля.

Здесь необходимо отметить два важных момента. Первым является то, что в ТКП 45-1.01-221-2010 отсутствует норма о необходимости для персонала организации иметь опыт в области строительства, проведения испытаний и контроля каче¬ства продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства не менее 1 года. Данное условие содержалось в ТКП 45-1.01-47-2006.
И вторым моментом является обязанность для организации в обязательном порядке иметь либо сертификат компетентности в соответствии с требованиями ТКП 5.1.19-2009 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения», подтверждающих профессиональную компетентность персонала, либо иметь аттестованных специалистов, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Аттестация руководителей и специалистов в области строительства осуществляется в соответствии с инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 11 от 22.04.2003г.

Входящие в систему производственного контроля структурные подразделения (при наличии) должны иметь:
— положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, и порядок взаимодействия с другими подразделениями системы;
— должностные инструкции на каждого специалиста.
По какой-то причине ТКП 45-1.01-221-2010 не содержит обязанности структурных подразделений иметь графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования, рабочие чертежи и технологическую документацию на испытываемую продукцию, инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний, журналы (протоколы) результатов испытаний.
Положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, должно содержать:
— функции, права, обязанности и ответственность подразделения;
— порядок управления документацией и записями;
— порядок управления средствами контроля;
— порядок работы с другими подразделениями;
— порядок подготовки и повышения квалификации персонала;
— порядок проведения внутреннего аудита;
— порядок устранения выявленных несоответствий;
— порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
— порядок рассмотрения претензий;
— другие положения, отражающие специфические особенности функционирования подразделе¬ния (порядок отбора проб, порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ и др.).
Положение должно быть утверждено руководителем организации, в состав которой входит подразделение.
Положение должно периодически (не реже 1 раза в три года) быть проверено и актуализи¬ровано руководством подразделения.

Согласно п.7.8. ТКП 45-1.01-221-2010 при наличии у заявителя сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000, система производственного контроля может быть описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.

Процедуры оценки системы производственного контроля включают:
— рассмотрение заявок на проведение оценки системы производственного контроля и эксперти¬зу прилагаемых к ним документов;
— принятие решения о проведении работ по оценке системы производственного контроля;
— проверку системы производственного контроля;
— оформление и выдачу свидетельств;
— инспекционный контроль.

Заявитель направляет в организацию по оценке системы производственного контроля за¬явку по форме в соответствии с приложением В к ТКП 45-1.01-221-2010 и документы по формам в соответствии с прило¬жениями Г, Д и Е ТКП 45-1.01-221-2010.
При необходимости, по требованию организации по оценке системы производственного контро¬ля, могут быть представлены дополнительные документы, отражающие специфические стороны дея¬тельности заявителя.
Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней со дня полу¬чения заявки рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности проведе¬ния работ по оценке системы производственного контроля, информирует заявителя и оформляет до¬говор на проведение работ.
Экспертизу документов допускается проводить непосредственно у заявителя при оценке системы производственного контроля.
Организация по оценке системы производственного контроля определяет сроки проведения работ и назначает специалистов для проведения оценки системы производственного контроля.
При оценке системы производственного контроля проводят оценку каждого структурного под¬разделения и каждого должностного лица, которые входят в систему производственного контроля.
При оценке системы производственного контроля проверяется:
— обеспеченность ТНПА, технологической документацией и ее соответствие требованиям ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения» и ТКП 45-1.01-159-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт»;
— наличие и ведение фонда ТНПА: порядок комплектования, актуализации, внесения измене¬ний, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;
— наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответ¬ствующего требованиям ТНПА на продукцию и методы контроля;
— систему управления состоянием средств измерений и испытательного оборудования, в том числе организацию поверки, аттестации и калибровки средств измерений и испытательного оборудо¬вания согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», СТБ 8014-2000 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Калибровка средств измерений. Организация и порядок проведения», СТБ 8015-2004 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное. Порядок проведения метрологического контроля»;
— соответствие монтажа и условий эксплуатации средств измерений и испытательного оборудо¬вания требованиям эксплуатационной документации;
— правильность оформления результатов контроля;
— контроль за обеспечением условий окружающей среды в помещениях и их соответствие тре¬бованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции в строительстве;
— состав и квалификацию персонала, проводящего контроль, организацию обучения и повыше¬ния квалификации персонала, знание персоналом методик испытаний и измерений;
— результаты внутреннего аудита деятельности структурного подразделения (должностных лиц);
— порядок устранения выявленных несоответствий;
— порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
— порядок рассмотрения претензий;
— другие положения, отражающие специфические особенности функционирования системы про¬изводственного контроля.
При оценке системы производственного контроля для подтверждения профессиональной компетентности персонала проводят выборочную проверку правильности проведения измерений и испытаний.
Процедуру проверки определяет организация по оценке системы производственного контроля.
По результатам оценки системы производственного контроля делают выводы о ее соответ¬ствии (несоответствии) требованиям настоящего технического кодекса.
Выявленные несоответствия оформляют протоколом по форме, приведенной в приложении Ж к ТКП 45-1.01-221-2010.
Результаты анализа состояния системы производственного контроля оформляют в виде от¬чета по форме,приведенной в приложении К к ТКП 45-1.01-221-2010.
С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство заявителя.
Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней рассматри¬вает материалы по оценке состояния системы производственного контроля и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства.
При положительном решении организация по оценке системы производственного контроля оформляет и выдает свидетельство о технической компетентности по форме в соответствии с при¬ложением Л к ТКП 45-1.01-221-2010, выполненное на специальном бланке (с приложением, в котором указана область техни¬ческой компетентности).

Продление срока действия свидетельства проводит организация по оценке системы произ¬водственного контроля.
За три месяца до окончания срока действия свидетельства заявитель направляет заявку и необходимые документы и дополнительно результаты проверок органов го¬сударственного надзора за время действия свидетельства.
Процедура продления срока действия свидетельства осуществляется по процедуре оценки системы производственного контроля.
По результатам проверки оформляют и регистрируют новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.
При изменении номенклатуры продукции, видов испытаний и контроля, ТНПА на методы ис¬пытаний и контроля или изменении юридического статуса предприятия оформляют новое свидетель¬ство и новую область технической компетентности.
Приостановление или отмена свидетельства и соглашения к нему проводится в случае:
— установления фактов несоблюдения требований ТКП 45-1.01-221-2010;
— отрицательных результатов инспекционного контроля;
— поступления актов проверок органов государственного надзора с отрицательным результатом;
— отказа от проведения и оплаты инспекционного контроля;
— невыполнения владельцем свидетельства обязательств, предусмотренных соглашением.
Приостановление действия свидетельства производят на период про¬ведения корректирующих мероприятий по устранению несоответствий, выявленных при инспекцион¬ном контроле.
Срок устранения несоответствий согласовывают с организацией по оценке системы производ¬ственного контроля, выдавшей свидетельство.
Максимальный допустимый срок устранения несоответствий — не более шести месяцев.
При невыполнении корректирующих мероприятий в установленный срок организация по оценке системы производственного контроля принимает решение об отмене действия свидетельства.

_____________________________________________________________

По данной ссылке другие материалы по системе производственного контроля

_____________________________________________________________

Оказываю услуги по созданию системы производственного контроля в строительстве.

Оказываю услуги по созданию системы менеджмента качества в строительстве.

Оказываю услуги по аттестации в строительстве.

+ 375-29-361-64-62

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!! Приносим извинения!