Услуги купли-продажи долей, бизнеса
А. Дедюля
В настоящее время многие хозяйственные общества столкнулись с необходимостью публиковать в печатных средствах массовой информации сведения о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность определенных аффилированных лиц хозяйственного общества.
Данная обязанность возникла у хозяйственных обществ в связи со вступлением в силу 3 февраля 2011 года изменений и дополнений, внесенных в Закон Республики Беларусь № 2020-ХII от 09.12.1992г. «О хозяйственных обществах» (далее по тексту – Закон «О хозяйственных обществах»).
Напомню, что в Закон «О хозяйственных обществах» были внесены изменения и дополнения, которые коснулись, в том числе, и условий осуществления сделок, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества.
В частности, в соответствии со статьей 57 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» хозяйственное общество обязано раскрывать для всеобщего сведения посредством опубликования в печатных средствах массовой информации, определенных уставом хозяйственного общества, и (или) размещения на сайте хозяйственного общества в глобальной компьютерной сети Интернет в возможно короткий срок, необходимый для совершения указанных действий, с даты принятия соответствующего решения информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность:
членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;
супруга (супруги), родителей, совершеннолетних детей и их супругов, усыновителей, совершеннолетних усыновленных (удочеренных) и их супругов, деда, бабки, совершеннолетних внуков и их супругов, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, физического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;
членов коллегиальных органов управления юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, физического или юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица.
У многих руководителей хозяйственных обществ данная норма вызывает недоумение, поскольку в печатном средстве массовой информации необходимо опубликовать информацию, которую, в общем-то, считают закрытой для всеобщего обозрения.
Если учесть практику, то, конечно, малая доля хозяйственных обществ педантично исполняет все нормы Закона «О хозяйственных обществах». Многие никогда не составляют протокол годового общего собрания участников хозяйственного общества, не оформляют решения о крупных сделках, о сделках с заинтересованностью аффилированных лиц и многое другое. Можно предположить, что точно также для многих хозяйственных обществ требования о размещении в печатном средстве массовой информации сведений, указанных в статье 57 Закона «О хозяйственных обществах» не являются актуальной проблемой, поскольку данные требования попросту не исполняются.
Однако есть ситуации, когда данные нормы придется исполнять. К примеру, если сделка совершается с банковской или кредитно-финансовой организацией и в данной сделке имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, то в большинстве случаев у хозяйственного общества будет истребован соответствующий протокол общего собрания участников. Вдобавок банк потребует в протоколе указать то печатное средство массовой информации, в котором будут опубликованы сведения о сделке с заинтересованностью аффилированных лиц, а также срок, в течение которого данные сведения будут опубликованы.
При этом в соответствии с Законом «О хозяйственных обществах» сведения должны публиковаться в тех печатных средствах массовой информации, которые указаны в уставе хозяйственного общества.
Напомню, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009г. уведомление предусмотрено лишь в отношении изменения местонахождения юридического лица.
Таким образом, мало того, что необходимо выбрать в каких печатных средствах массовой информации (СМИ) будут публиковаться сведения о сделках, в которых имеется заинтересованность определенных аффилированных лиц хозяйственного общества, так еще необходимо указать данные печатные СМИ в уставе и зарегистрировать изменения в регистрирующем органе.
При этом примечательным является тот факт, что еще неизвестно согласятся ли печатные СМИ, которые выбраны участниками хозяйственного общества и указаны в уставе общества, публиковать подобные сведения. Каков порядок действий хозяйственных обществ в случае, когда указанные в уставе печатные СМИ отказали в публикации соответствующих сведений, нигде не прописан. В том числе названия печатных СМИ могут меняться, что повлечет обязанность вновь вносить изменения в учредительный документ хозяйственного общества и регистрировать изменения в регистрирующем органе.
Статья 57 Закона «О хозяйственных обществах» дает право хозяйственному обществу размещать необходимые сведения о сделках на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
При этом отнюдь не все хозяйственные общества имеют сайт в интернете и чтобы уйти от публикации сведений в печатных СМИ и вносить изменения в устав хозяйственным обществам необходимо будет открывать свой сайт.
Согласно статье 57 Закона «О хозяйственных обществах» раскрытию для всеобщего сведения подлежит информация о сторонах сделки, ее предмете, критериях заинтересованности аффилированных лиц, и иная информация, предусмотренная уставом хозяйственного общества, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством распространение и (или) предоставление такой информации ограничено.
Из анализа статьи следует, что в обязательном порядке для всеобщего сведения подлежит раскрытию информация о сторонах сделки, предмете сделки и критериях заинтересованности аффилированных лиц хозяйственного общества.
Иная информация может тоже раскрываться, однако если это предусмотрено уставом и распространение подобной информации не ограничено законодательными актами.
С точки зрения ограничений следует вспомнить Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 года № 670 «Об утверждении положения о коммерческой тайне».
В соответствии с утвержденным Положением коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
Коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять:
учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
документы о платежеспособности;
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
Таким образом, сами сделки, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, вполне могут быть отнесены руководителем хозяйственного общества к информации, составляющей коммерческую тайну общества.
Из этого следует, что хозяйственное общество будет иметь право не раскрывать для всеобщего обозрения даже информацию о сторонах сделки, ее предмете и критериях заинтересованности определенных аффилированных лиц, что в соответствии со статьей 57 Закона «О хозяйственных обществах» является обязательным.
Указывает ли мое предположение на противоречие нормативных правовых актов, думаю, каждый определит для себя сам.
В статье 57 Закона «О хозяйственных обществах» указано, что сведения о сделке должны быть опубликованы в печатных СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет в возможно короткий срок. При этом непонятно, что означает термин «в возможно короткий срок». Это будет следующий день после принятия соответствующего решения или второй, третий, а может быть седьмой день. И несоблюдение какого срока в данном случае будет рассматриваться как совершение сделки с заинтересованностью аффилированных лиц с нарушением требований статьи 57 Закона «О хозяйственных обществах», что влечет серьезные правовые последствия для хозяйственного общества.
Как видим изменения, внесенные в статью 57 Закона «О хозяйственных обществах» вызывают большое количество вопросов.
С учетом изложенного есть несколько вариантов действий хозяйственного общества:
1. Для того, чтобы не публиковать сведения о сделке ни в печатных СМИ, ни в Интернете:
– в хозяйственном обществе должен отсутствовать орган управления – Совет Директоров (наблюдательный совет). При этом необходимо учитывать нормы Закона «О хозяйственных обществах», когда создание Совета Директоров (наблюдательного совета) является обязательным;
– в хозяйственном обществе должен отсутствовать орган управления – коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция);
– в сделках, совершаемых хозяйственным обществом, не должно быть заинтересованности директора хозяйственного общества и, соответственно, его супруга (супруги), родителей, совершеннолетних детей и их супругов, усыновителей, совершеннолетних усыновленных (удочеренных) и их супругов, деда, бабки, совершеннолетних внуков и их супругов, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) членов;
– хозяйственным обществом не должно управлять другое юридическое лицо в качестве исполнительного органа данного хозяйственного общества.
2. Для размещения сведений только в сети Интернет:
– создание собственного официального сайта хозяйственного общества, на котором будет размещаться информация о сторонах соответствующей сделки, ее предмете и критериях заинтересованности аффилированных лиц. При этом на сайте можно предусмотреть систему регистрации пользователей. Информация о соответствующих сделках будет доступна только зарегистрированным пользователям.
3. Коммерческая тайна (спорный вариант):
– разработать положение о коммерческой тайне хозяйственного общества;
– к положению о коммерческой тайне хозяйственного общества разработать и утвердить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйственного общества;
– в перечне сведений предусмотреть, что коммерческой тайной хозяйственного общества является, в том числе, «совершаемые и совершенные хозяйственным обществом сделки, в том числе, договоры, их предмет, содержание, цена и другие существенные условия».
В заключении хочу отметить, что в соответствии со статьей 57 Закона «О хозяйственных обществах» сделка, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица хозяйственного общества и которая совершена с нарушением требований данной статьи, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета).
Александр Дедюля, юрист