Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00

Как физическому лицу получить согласие антимонопольного органа на приобретение доли в уставном фонде юридического лица

Услуги купли-продажи долей, бизнеса

Александр Дедюля, юрист

19 июля 2011 года

 В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” в случае приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа, необходимо согласие антимонопольного органа.

При этом согласно пункту 1.2. Указа Президента Республики Беларусь № 499 от 13 октября 2009 года «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» антимонопольный орган при применении указанной выше нормы вправе согласовывать только приобретение прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акций (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), если балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

Таким образом, при намерении приобретения доли в размере 20 и более процентов в уставном фонде любого юридического лица, балансовая стоимость активов которого, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тысяч базовых величин (сегодня данная сумма составляет 3 500 000 000 белорусских рублей) или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тысяч базовых величин (7 000 000 000 белорусских рублей), необходимо прежде получить согласие антимонопольного органа на подобное приобретение доли в уставном фонде юридического лица.

И если с получением согласия антимонопольного органа, когда приобретателем доли является юридическое лицо, вроде все понятно, то при намерении физического лица стать покупателем доли в уставном фонде юридического лица, обладающего указанными выше признаками, возникает ряд вопросов. Попробуем разобраться.

Получение согласия антимонопольного органа на совершение сделки с долями уставных фондов юридических лиц является административной процедурой согласно определению терминов, указанных в Законе Республике Беларусь «Об основах административных процедур».

Согласно статье 1 названного Закона Республики Беларусь административная процедура – это действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее – выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 того же Закона Республики Беларусь законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также в случае, предусмотренном частью второй пункта 2 статьи 3 данного Закона, нормативными правовыми актами областных, Минского городского Советов депутатов, областных, Минского городского исполнительных комитетов определяются:

– наименования административных процедур;

– уполномоченные органы;

– исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур (далее – перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь;

– сроки осуществления административных процедур;

– сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;

– размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур.

Часть вторая пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» устанавливает, что областные, Минский городской Советы депутатов, областные, Минский городской исполнительные комитеты вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, указанные в абзацах втором – седьмом части первой пункта 2 данного Закона, на соответствующей территории только в отношении административных процедур, относящихся к их компетенции, если данные вопросы не являются предметом регулирования законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

При этом регулирование вопросов, указанных в абзацах втором – седьмом части первой пункта 2 Закона, другими нормативными правовыми актами, кроме законодательных актов, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов областных, Минского городского Советов депутатов, областных, Минского городского исполнительных комитетов, не допускается.

Делегирование Советом Министров Республики Беларусь, областными, Минским городским Советами депутатов, областными, Минским городским исполнительными комитетами другим государственным органам, иным государственным организациям полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов, регулирующих указанные выше вопросы, не допускается.

С учетом изложенного, при намерении физического лица приобрести долю в размере 20 и более процентов в уставном фонде юридического лица, балансовая стоимость активов которого, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тысяч базовых величин, и получить соответствующее согласие антимонопольного органа, необходимо обратиться к Указу Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Именно этот нормативный правовой акт устанавливает исчерпывающий перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан.

Согласно данному Указу Президента Республики Беларусь осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, не допускается.

После анализа перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, выяснилось, что перечень не содержит такой процедуры как выдача документа о согласии антимонопольного органа на совершении сделки с долями уставных фондов юридических лиц. В том числе отсутствует и исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения согласия антимонопольного органа и сроки выдачи соответствующего документа.

Подобная административная процедура содержится только в Перечне административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1406 от 26 октября 2007 г.

Таким образом, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нет юридической возможности получить согласие антимонопольного органа на приобретение доли в уставном фонде юридического лица, обладающего признаками, установленными пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь № 499 от 13 октября 2009 года «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Становится непонятным, может ли тогда данное физическое лицо приобретать долю в уставном фонде соответствующего юридического лица без согласия антимонопольного органа.

Можно предположить, что в сложившейся ситуации вместо физического лица в антимонопольный орган может обратиться либо само юридическое лицо, в уставном фонде которого приобретаются доли, либо, если доля приобретается у юридического лица, то обратиться в антимонопольный орган может юридическое лицо, доля которого приобретается.

Однако здесь необходимо вновь обратиться к статье 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», которая устанавливает, что согласие антимонопольного органа необходимо в случае приобретения юридическим или физическим лицом прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Согласно Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь № 188 от 30 ноября 2009 года «Об утверждении инструкции о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования» письменное обращение о получении согласия на совершение сделки подается в Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь непосредственно заинтересованным лицом.

В указанной выше ситуации заинтересованным лицом будет являться как раз физическое лицо, намеревающееся приобрести долю в уставном фонде юридического лица.

Таким образом, вопрос о возможности получения физическим лицом согласия антимонопольного органа остается открытым.

Существует следующая точка зрения: “Поскольку действие статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» никто не отменял, необходимо физическому лицу обращаться за получением согласия антимонопольного органа. При этом для оформления заявления и документов необходимо руководствоваться порядком, перечнем документов и сроками, установленными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Давайте посмотрим на порядок получения согласия антимонопольного органа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выясним подходит ли данный порядок для физических лиц.

В соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 188 от 30 ноября 2009 года Инструкция о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур», Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. N 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», перечнем административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. N 1406.

Как видим ни слова не сказано ни про Указ Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», ни про ранее действовавший Указ Президента Республики Беларусь № 152 от 16 марта 2006 года «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан».

Согласно пункту 7 Инструкции о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» заинтересованным лицом в Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь подается письменное обращение по форме согласно приложению 1 к Инструкции.

Форма заявления выглядит таким образом:

Письменное обращение о даче согласия на совершение сделки

___________________________________________________________________________

(наименование заинтересованного лица)

1. На основании статьи 12 Закона Республики Беларусь

“О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”

просим дать согласие на совершение сделки с

___________________________________________________________________________

(акциями, имущественными паевыми взносами в

___________________________________________________________________________

имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов)

___________________________________________________________________________

(наименование юридического лица)

2. Реквизиты заинтересованного юридического лица:

2.1. наименование:

полное ____________________________________________________________________

сокращенное _______________________________________________________________

2.2. местонахождение _________________________________________________

2.3. почтовый адрес __________________________________________________

2.4. расчетный счет N ____ в _____________________________ МФО _______

(наименование банка, филиал)

код банка _______________________________

3. Реквизиты юридического лица, в отношении которого осуществляется

сделка:

3.1. наименование:

полное ____________________________________________________________________

сокращенное _______________________________________________________________

3.2. местонахождение _________________________________________________

3.3. почтовый адрес __________________________________________________

3.4. расчетный счет N _______ в ______________________________ МФО ___

(наименование банка, филиал)

код банка _______________________________

4. Сведения о заинтересованном лице и юридическом лице, в отношении

которого осуществляется сделка:

4.1. размер уставного фонда __________________________________________

(рублей)

4.2. балансовая стоимость активов (для иностранных юридических лиц –

общие активы) _____________________________________________________________

(рублей)

4.3. основные виды товаров, поставляемых на товарный рынок:

заинтересованным лицом и юридическим лицом, в отношении которого

осуществляется сделка _____________________________________________________

филиалом, представительством, дочерним предприятием иностранного

юридического лица (в случае наличия у иностранного юридического лица

филиала, представительства, дочернего предприятия) ________________________

5. Сведения о юридическом лице:

5.1. акции которого приобретаются:

свидетельство о регистрации ценных бумаг N ________ от ____________________

выписка о состоянии счета “депо” от _______________________________________

5.2. паи (доли) которого приобретаются: паевые взносы или доли в

уставных фондах юридическим лицом до совершения сделки для выпуска ________

___________________________________________________________________________

(виды товаров, для выпуска которых использовались паи (доли))

6. Цель совершаемой сделки ___________________________________________

7. Для юридического лица:

7.1. намеревающегося совершить (при подаче письменного обращения)

сделки с акциями:

7.1.1. сделка будет осуществлена в виде ______________________________

(вид обязательства (договор

___________________________________________________________________________

купли-продажи; договор доверительного управления; договор поручения; иная

___________________________________________________________________________

договорная форма, связанная с получением воплощенного в акциях права

голоса (укажите конкретную форму))

7.1.2. количество приобретаемых акций ____________________ номинальная

стоимость которых составляет ______________________________________________

7.1.3. доля приобретаемых акций ______________________________________

(в процентах от уставного фонда

___________________________________________________________________________

юридического лица, акции которого приобретаются)

7.1.4. стоимость всех приобретаемых акций в уставном фонде

юридического лица, акции которого приобретаются, составляет _______________

7.2. намеревающегося совершить (при подаче письменного обращения)

сделки с паями, долями в уставных фондах юридических лиц:

7.2.1. сделка будет осуществлена в виде ______________________________

(вид обязательства (договор

___________________________________________________________________________

купли-продажи;договор доверительного управления; договор поручения;

___________________________________________________________________________

иная договорная форма (укажите конкретную форму))

7.2.2. размер паев, долей уставных фондов юридических лиц, получаемых

в собственность или пользование, составляет _______________________________

(всего в процентах от размера

___________________________________________________________________________

паев, долей уставных фондов юридических лиц того юридического лица,

___________________________________________________________________________

имущество которого передается в собственность или пользование)

Анализ данного письменного обращения показывает, что заявление в подобной форме не носит общий характер. Данное обращение разработано исключительно для юридических лиц. В нем необходимо указывать: фирменное наименование заинтересованного лица, его местонахождение, расчетный счет, размер уставного фонда, балансовая стоимость активов и т.п.

С юридической точки зрения заполнять подобное заявление физическому лицу нецелесообразно.

Выходит, что физическому лицу необходимо оформлять письменное обращение в произвольном виде, что противоречит законодательству.

Также интересно отметить следующий момент.

Согласно пункту 20 Инструкции о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» административное решение о согласии (об отказе в согласии) на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц выдается в письменной форме на бланке Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и содержит:

– дату и регистрационный номер;

– наименование и юридические адреса заинтересованного лица и юридического лица, в отношении которого осуществляется сделка;

– существо сделки с указанием размера пакетов акций, паев, долей уставных фондов юридических лиц, приобретаемых в результате рассматриваемой сделки, и совокупного размера пакетов акций, паев, долей уставных фондов юридических лиц, то есть суммированных с уже имеющимися у заинтересованного лица;

– содержание принятого административного решения;

– правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования решения – в случае отказа в принятии письменного обращения заинтересованного лица;

– правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении письменного обращения, порядок обжалования решения – в случае отказа в совершении сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц;

– подпись директора Департамента.

Таким образом, с учетом анализа указанных положений, административное решение о согласии (об отказе в согласии) на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц может быть выдано только на имя заинтересованного лица, являющегося юридическим, а не физическим лицом.

Обратимся к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 1406 от 26 октября 2007 г. «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно данному Постановлению заинтересованное лицо представляет помимо заявления в Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь:

– копии документов, подтверждающих государственную регистрацию приобретателя и эмитента (для иностранного юридического лица дополнительно представляются копии учредительных документов, а в случае отсутствия в национальном законодательстве требований об учредительных документах – выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного документа, подтверждающего его юридический статус в соответствии с законодательством страны места нахождения иностранного юридического лица;

– копия положения и документ, подтверждающий государственную регистрацию филиала, представительства или дочернего предприятия (если иностранная организация или организация с иностранными инвестициями имеет зарегистрированные в Республике Беларусь филиал, представительство или дочернее предприятие);

– баланс, утвержденный на дату, предшествующую подаче ходатайства приобретателя и эмитента (для иностранного юридического лица дополнительно представляется документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением);

– сведения об основных видах товаров, объемах их производства и поставки в Республику Беларусь и на экспорт в натуральном и стоимостном выражении приобретателя и эмитента;

– сведения о юридических лицах, контролирующих имущество иных юридических лиц;

– проект договора (при подаче ходатайства), касающегося данной сделки, на дату, предшествующую подаче ходатайства (в случае совершения сделок с акциями, принадлежащими государству, дополнительно представляется проект решения собственника, касающегося данной сделки, на дату, предшествующую подаче ходатайства).

Как видим, физическое лицо как приобретатель не сможет предоставить перечисленные выше документы, за исключением, пожалуй, проекта договора купли-продажи доли в уставном фонде юридического лица.

К тому же, указанный выше нормативный правовой акт не устанавливает понятия «эмитент». К чему относится данное понятие приходится только догадываться исходя из перечня необходимых документов.

Таким образом, анализ всего вышеизложенного позволяет сделать вывод, что законодательством Республики Беларусь не урегулирован вопрос получения согласия антимонопольного органа на сделку с долями уставных фондов юридических лиц, обладающих признаками, установленными пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь № 499 от 13 октября 2009 года «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», когда приобретателем является физическое лицо и именно физическое лицо как заинтересованная сторона желает и обязано обратиться в Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

Предъявляемое физическому лицу требование предоставить документы по аналогии документов касательно юридических лиц, а также требование заполнить заявление в произвольной форме по аналогии касательно юридических лиц, по моему мнению является неправомерным.

Хочу обратить внимание, что вскоре данная тема будет актуальна.

С 1 сентября 2011 года вступают в силу изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 года.

Согласно изменениям и дополнениям в заявлении о государственной регистрации с 1 сентября 2011 года нужно будет указывать, что порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

Таким образом, если при государственной регистрации Вы укажите, что согласие антимонопольного органа получено, а на самом деле согласия нет, то регистрация юридического лица или изменений и (или) дополнений может быть в дальнейшем признана недействительной со всеми вытекающими последствиями.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!