Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.2016г. № 20 «О технологических требованиях к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах» утверждена инструкция об организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах (далее – Инструкция №20). Данное постановление вступило в силу 26 августа 2016 года.
Инструкция № 20 определяет технологические требования к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах, за исключением торговых автоматов.
Инструкцией № 20 определены термины: индивидуальное обслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по предварительным заказам, самообслуживание, традиционное обслуживание.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Метод индивидуального обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже престижных, элитных, эксклюзивных, модных или брендовых товаров, ювелирных изделий, часов, парфюмерно-косметических товаров, меховых изделий, произведений искусства, дорогих видов посуды и изделий из хрусталя, музыкальных инструментов, автотранспортных средств, мебели, деликатесных продовольственных товаров, а также других товаров, требующих индивидуальной консультации продавца.
Процесс продажи товаров методом индивидуального обслуживания предполагает современное внешнее оформление розничного торгового объекта, дизайн интерьера, создание обстановки повышенного комфорта, индивидуальную работу с каждым покупателем, оказание дополнительных услуг, связанных с продажей товаров.
При продаже товаров методом индивидуального обслуживания предлагаемые к продаже товары размещаются на манекенах, вешалках, подиумах, стендах и ином оборудовании, позволяющем покупателю самостоятельно их осмотреть.
Ознакомление с потребительскими свойствами товаров и другие основные операции продажи товаров осуществляются в основном с участием продавца, который при этом консультирует покупателей, оказывает помощь в выборе необходимых товаров, а также подборе сопутствующих товаров и аксессуаров.
Основными операциями процесса продажи товаров методом индивидуального обслуживания являются:
- предпродажная подготовка, размещение и выкладка товаров;
- предложение и показ товаров, в том числе товаров-новинок;
- консультирование покупателей;
- ознакомление с устройством и действием товаров;
- предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
- проверка работоспособности и комплектности товаров;
- передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
- расчеты с покупателем;
- упаковка и отпуск товаров покупателю;
- оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ
Метод продажи товаров по образцам используется в розничном торговом объекте при продаже технически сложных товаров бытового назначения, мебели и других крупногабаритных товаров, строительных материалов и изделий, а также тех товаров, которые требуют отмеривания, нарезания, взвешивания.
При продаже товаров по образцам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещенном в розничном торговом объекте. При этом в складских помещениях розничного торгового объекта и (или) на складах продавца должно быть обеспечено наличие необходимого количества товаров для продажи в случае выбора покупателем конкретных образцов и (или) описаний товаров и желания приобрести данные товары.
Выбранные и оплаченные товары передаются покупателю непосредственно в розничном торговом объекте либо по желанию покупателя доставляются в указанное им место.
Основными операциями процесса продажи товаров по образцам являются:
- подготовка образцов товаров и их размещение;
- демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
- консультирование покупателей;
- ознакомление с устройством и действием товаров;
- предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
- проверка работоспособности и комплектности товаров;
- отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
- передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
- расчеты с покупателем;
- упаковка и отпуск товаров покупателю;
- оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ
Метод продажи товаров по предварительным заказам используется при продаже товаров, требующих индивидуального изготовления и (или) комплектации, товаров нерегулярного потребительского спроса, а также других товаров, отсутствующих в наличии в розничном торговом объекте.
При продаже товаров по предварительным заказам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, находящемся в розничном торговом объекте, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
В случае выбора покупателем конкретных образцов товаров и желания приобрести данные товары продавец осуществляет оформление предварительного заказа на приобретение товаров определенных характеристик и свойств.
Выбранные и оплаченные товары после их доставки передаются покупателю непосредственно в розничном торговом объекте либо по желанию покупателя доставляются в указанное им место.
Основными операциями процесса продажи товаров по предварительным заказам являются:
- подготовка образцов товаров и их размещение;
- демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
- консультирование покупателей;
- ознакомление с устройством и действием товаров;
- предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
- прием и оформление заказов;
- проверка работоспособности и комплектности товаров;
- передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
- расчеты с покупателем;
- упаковка и отпуск товаров покупателю;
- оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Метод самообслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров и предусматривает свободный доступ покупателя к размещенным в розничном торговом объекте товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Отобранные товары самостоятельно доставляются покупателем к контрольно-кассовому узлу для расчетов.
При продаже товаров методом самообслуживания продавец организует размещение и выкладку товаров, осуществляет контроль за их наличием, состоянием и сохранностью, выполняет расчетные операции и консультирование (при необходимости).
Отпуск товаров, требующих отмеривания, нарезки или взвешивания, осуществляется продавцом без предварительной оплаты их стоимости.
Основными операциями процесса продажи товаров методом самообслуживания являются:
- предпродажная подготовка товаров;
- организация доступных для покупателей размещения и выкладки товаров;
- отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров за прилавком;
- организация места, специально оборудованного для обеспечения сохранности вещей покупателя, и места для упаковывания покупателем товаров;
- обеспечение покупателя корзиной для покупок или тележкой для покупок;
- предоставление информации о размещении товаров в торговом зале;
- организация контрольно-кассового узла;
- расчеты с покупателем.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ ТРАДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Метод традиционного обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров методом традиционного обслуживания покупатель не имеет непосредственного доступа к товарам, отпуск и упаковка товаров осуществляется продавцом через прилавок (окно киоска, автомагазина), расчеты за товары производятся непосредственно в месте отпуска товаров.
Основными операциями процесса продажи товаров методом традиционного облуживания являются:
- предпродажная подготовка товаров;
- предложение и показ товаров;
- консультирование покупателей;
- предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
- отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
- расчеты с покупателем;
упаковка и отпуск товаров покупателю.