Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
Методы розничной торговли

Методы розничной торговли

Методы розничной торговлиПостановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.2016г. № 20 «О технологических требованиях к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах» утверждена инструкция об организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах (далее – Инструкция №20). Данное постановление вступило в силу 26 августа 2016 года.

Инструкция № 20 определяет технологические требования к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах, за исключением торговых автоматов.

Инструкцией № 20 определены термины: индивидуальное обслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по предварительным заказам, самообслуживание, традиционное обслуживание.

ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Метод индивидуального обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже престижных, элитных, эксклюзивных, модных или брендовых товаров, ювелирных изделий, часов, парфюмерно-косметических товаров, меховых изделий, произведений искусства, дорогих видов посуды и изделий из хрусталя, музыкальных инструментов, автотранспортных средств, мебели, деликатесных продовольственных товаров, а также других товаров, требующих индивидуальной консультации продавца.

Процесс продажи товаров методом индивидуального обслуживания предполагает современное внешнее оформление розничного торгового объекта, дизайн интерьера, создание обстановки повышенного комфорта, индивидуальную работу с каждым покупателем, оказание дополнительных услуг, связанных с продажей товаров.

При продаже товаров методом индивидуального обслуживания предлагаемые к продаже товары размещаются на манекенах, вешалках, подиумах, стендах и ином оборудовании, позволяющем покупателю самостоятельно их осмотреть.

Ознакомление с потребительскими свойствами товаров и другие основные операции продажи товаров осуществляются в основном с участием продавца, который при этом консультирует покупателей, оказывает помощь в выборе необходимых товаров, а также подборе сопутствующих товаров и аксессуаров.

Основными операциями процесса продажи товаров методом индивидуального обслуживания являются:

  • предпродажная подготовка, размещение и выкладка товаров;
  • предложение и показ товаров, в том числе товаров-новинок;
  • консультирование покупателей;
  • ознакомление с устройством и действием товаров;
  • предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
  • проверка работоспособности и комплектности товаров;
  • передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
  • расчеты с покупателем;
  • упаковка и отпуск товаров покупателю;
  • оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.

ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ

Метод продажи товаров по образцам используется в розничном торговом объекте при продаже технически сложных товаров бытового назначения, мебели и других крупногабаритных товаров, строительных материалов и изделий, а также тех товаров, которые требуют отмеривания, нарезания, взвешивания.

При продаже товаров по образцам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.

Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещенном в розничном торговом объекте. При этом в складских помещениях розничного торгового объекта и (или) на складах продавца должно быть обеспечено наличие необходимого количества товаров для продажи в случае выбора покупателем конкретных образцов и (или) описаний товаров и желания приобрести данные товары.

Выбранные и оплаченные товары передаются покупателю непосредственно в розничном торговом объекте либо по желанию покупателя доставляются в указанное им место.

Основными операциями процесса продажи товаров по образцам являются:

  • подготовка образцов товаров и их размещение;
  • демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
  • консультирование покупателей;
  • ознакомление с устройством и действием товаров;
  • предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
  • проверка работоспособности и комплектности товаров;
  • отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
  • передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
  • расчеты с покупателем;
  • упаковка и отпуск товаров покупателю;
  • оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.

ПРОДАЖА ТОВАРОВ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ

Метод продажи товаров по предварительным заказам используется при продаже товаров, требующих индивидуального изготовления и (или) комплектации, товаров нерегулярного потребительского спроса, а также других товаров, отсутствующих в наличии в розничном торговом объекте.

При продаже товаров по предварительным заказам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.

Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, находящемся в розничном торговом объекте, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

В случае выбора покупателем конкретных образцов товаров и желания приобрести данные товары продавец осуществляет оформление предварительного заказа на приобретение товаров определенных характеристик и свойств.

Выбранные и оплаченные товары после их доставки передаются покупателю непосредственно в розничном торговом объекте либо по желанию покупателя доставляются в указанное им место.

Основными операциями процесса продажи товаров по предварительным заказам являются:

  • подготовка образцов товаров и их размещение;
  • демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
  • консультирование покупателей;
  • ознакомление с устройством и действием товаров;
  • предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
  • прием и оформление заказов;
  • проверка работоспособности и комплектности товаров;
  • передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
  • расчеты с покупателем;
  • упаковка и отпуск товаров покупателю;
  • оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.


ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Метод самообслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров и предусматривает свободный доступ покупателя к размещенным в розничном торговом объекте товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Отобранные товары самостоятельно доставляются покупателем к контрольно-кассовому узлу для расчетов.

При продаже товаров методом самообслуживания продавец организует размещение и выкладку товаров, осуществляет контроль за их наличием, состоянием и сохранностью, выполняет расчетные операции и консультирование (при необходимости).

Отпуск товаров, требующих отмеривания, нарезки или взвешивания, осуществляется продавцом без предварительной оплаты их стоимости.

Основными операциями процесса продажи товаров методом самообслуживания являются:

  • предпродажная подготовка товаров;
  • организация доступных для покупателей размещения и выкладки товаров;
  • отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров за прилавком;
  • организация места, специально оборудованного для обеспечения сохранности вещей покупателя, и места для упаковывания покупателем товаров;
  • обеспечение покупателя корзиной для покупок или тележкой для покупок;
  • предоставление информации о размещении товаров в торговом зале;
  • организация контрольно-кассового узла;
  • расчеты с покупателем.


ПРОДАЖА ТОВАРОВ МЕТОДОМ ТРАДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Метод традиционного обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

При продаже товаров методом традиционного обслуживания покупатель не имеет непосредственного доступа к товарам, отпуск и упаковка товаров осуществляется продавцом через прилавок (окно киоска, автомагазина), расчеты за товары производятся непосредственно в месте отпуска товаров.

Основными операциями процесса продажи товаров методом традиционного облуживания являются:

  • предпродажная подготовка товаров;
  • предложение и показ товаров;
  • консультирование покупателей;
  • предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
  • отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
  • расчеты с покупателем;

упаковка и отпуск товаров покупателю.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!