Услуги в области рекламы и рекламных игр
Предприятие «А» различными способами (метро, кафе, почтовые ящики неопределенного круга лиц и т.п.) распространяет среди населения листовки следующего содержания: «При совершении покупки изделий в нашем магазине в период с 10 мая 2011 года по 30 мая 2011 года Вы становитесь участниками розыгрыша:
– 3 двухкомнатных квартир в городе Минске;
– 2 автомобилей;
– 1 000 000 000 белорусских рублей».
В действительности же предприятие «А» не проводит какую-либо рекламную игру и розыгрыш, а при покупке товара в магазине предприятия «А» потребителям просто выдаются лотерейные билеты. То есть листовки формально содержат информацию об участии в лотерее, в которой можно выиграть названные выше призы.
Листовка помимо указанного текста дополнительно содержит лишь наименование торгового объекта (магазина) и его адрес.
Соответствует ли данная рекламная листовка законодательству Республики Беларусь?
В соответствии с Законом Республики Беларусь № 225-З от 10.05.2007г. «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе») под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Таким образом, указанная листовка однозначно является рекламой.
Согласно статье 10 Закона «О рекламе» реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать:
– наименование рекламодателя,
– его учетный номер плательщика.
Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа или государственной организации, выдавших лицензию.
В соответствии со статьей 23 Закона «О рекламе» реклама лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари должна содержать источник информации об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари, а также информацию о сроках их проведения, если такие лотереи, игры, иные игровые, рекламные и развлекательные мероприятия, пари ограничены сроками.
Реклама лотереи, электронной интерактивной игры или рекламной игры, проводимых на территории Республики Беларусь, за исключением рекламы на радио и наружной рекламы, должна содержать номер свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры или свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату регистрации лотереи, электронной интерактивной игры в государственных реестрах лотерей, электронных интерактивных игр или дату принятия решения о государственной регистрации рекламной игры, а также наименование органа, выдавшего соответствующее свидетельство.
Согласно статье 2 Закона «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.
В соответствии со статьей 26 Закона «О рекламе» неэтичной является реклама, которая вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя.
Согласно нормам той же статьи ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии со статьей 30 Закона «О рекламе» в случае размещения (распространения) ненадлежащей рекламы Министерство торговли Республики Беларусь вправе принять решение о признании рекламы ненадлежащей, а местные исполнительные и распорядительные органы – решение о признании рекламы ненадлежащей, за исключением решения о признании рекламы недобросовестной. В соответствии с решением о признании рекламы ненадлежащей нарушитель обязан в трехдневный срок со дня получения такого решения прекратить ее размещение (распространение). В отсутствие нарушителя или при невыполнении им указанного требования размещение (распространение) ненадлежащей рекламы прекращается местным исполнительным и распорядительным органом. При этом размещение (распространение) недобросовестной рекламы прекращается городским или районным исполнительным комитетом. Местный исполнительный и распорядительный орган вправе возместить понесенные расходы за счет нарушителя.
Решения Министерства торговли Республики Беларусь о признании рекламы ненадлежащей являются обязательными для всех организаций и граждан.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 209 от 4.05.2007г. «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь» исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. При проведении лотерей реализацию лотерейных билетов (прием лотерейных ставок) осуществляют организаторы лотерей, а также юридические и физические лица на основании гражданско-правовых договоров с организаторами лотерей.
С учетом проведенного анализа изложу свое мнение по данному вопросу:
– рекламная листовка не соответствует по содержанию общим требованиям законодательства о рекламе;
– поскольку содержится скрытая реклама лотереи – листовка не соответствует законодательству в отношении рекламы лотерей;
– данная реклама вводит потребителя в заблуждение в отношении якобы проводимого магазином какого-то розыгрыша квартир, автомобилей и 1 000 000 000 белорусских рублей, поскольку магазин не является организатором лотереи либо какой-то рекламной игры. Потребители считая, что игра проводится именно магазином (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит магазин) покупают товары в данном магазине, то есть путем ввода в заблуждение продавец увеличивает спрос на товар. Кроме того согласно Указу Президента Республики Беларусь № 209 лишь государство может проводить лотереи и осуществлять все мероприятия, связанные с лотереей. Частным структурам разрешается лишь в рамках специальных договоров с организатором лотереи быть реализатором. В соответствии с п.2 названного Указа Президента реализаторы лотереи распространяют билеты от имени организатора лотереи. С учетом данных положений рекламный буклет явно вводит в заблуждение потребителей и не соответствует законодательству Республики Беларусь о рекламе.
Александр Дедюля, юрист