Минск, Беларусь +37533 3 203 203 Пн.-Пт. 9.00-19.00

Продажа оборудования нерезиденту без вывоза из РБ с последующей арендой

Ситуация: резидент Республики Беларусь – унитарное предприятие планирует продажу всего своего оборудования, а также принтеров, компьютеров и прочего имущества, нерезиденту Республики Беларусь – чешской компании. Данная чешская компания учредителем резидента не является. Часть оборудования ввозилась в Беларусь учредителем-нерезидентом в качества вклада в уставный фонд резидента. После продажи оборудования резидент планирует получить его же на правах аренды от нерезидента. То есть, оборудование будет продаваться и затем передаваться в аренду без его передвижений и без вывоза за пределы Республики Беларусь.

Вопрос: разрешено ли осуществлять такую схему в Республике Беларусь? Какие нюансы следует учесть при реализации такой схемы? Можно ли осуществлять зачет сумм оплаты оборудования и арендной платы?

 

Ответ:

Продажа оборудования нерезиденту без вывоза такого оборудования за пределы Республики Беларусь с последующей арендой оборудования резидентом разрешена на основании Указа Президента Республики Беларусь № 178 от 27.03.2008г. (Указ № 178) и письма Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь № 03-29 от 30.10.2007г. (суть письма актуальна до сих пор).

 

Реализация резидентом товара (оборудования) без вывоза его за пределы Республики Беларусь будет считаться экспортом (экспортной операцией).

Экспорт – передача резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту (термин из Указа № 178).

 

Поскольку такая сделка будет считаться внешнеторговой и экспортной, это означает, что:

1.Будут учитываться нормы Указа № 178 по

– оформлению сделки,

– нормы по регистрации сделки в банке,

-нормы по таможенному оформлению или статистическому декларированию,

– срокам завершения внешнеторговой операции,

– нормы по способу завершения внешнеторговой операции и другое.

 

Сроки завершения внешнеторговой операции:

– при экспорте, в том числе по договорам комиссии – внешнеторговая операция должна быть завершена не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Это означает, что есть «грубо» 6 (шесть) месяцев для полной оплаты чешской компанией приобретенного товара (оборудования). Соответственно, если планируется зачет оплаты товара и арендной платы резидента, тогда всю стоимость товара нужно разбить на высокий размер арендной платы на 6 месяцев, осуществлять зачет, а с 7 (седьмого) месяца сделать реальную аренду, которую резидент будет оплачивать нерезиденту. Либо, чешская компания часть оборудования сразу оплачивает, а оставшуюся сумму распределяют на шесть месяцев и зачитывают с арендной платой. Могут быть и другие варианты.

 

Способы зачета:

– при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена, в том числе, путем:

неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 548/8 от 30.04.2009г. –

при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 сроки может быть завершена, в том числе, путем:

полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении.

Таким образом, зачет в описанной ситуации разрешен.

 

  

Регистрация сделки в банке:

– по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком.

 

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

 

Процедуру регистрации сделки обычно на предприятиях проводят работники, имеющие наиболее частый контакт с работником обслуживающего предприятие банка (бухгалтер, работники финансового отдела, иногда менеджеры). В регистрации ничего сложного нет. Порядок регистрации установлен Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 46 от 16.04.2009г.

 

 

Обязанности резидента:

-в установленные сроки:

не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, представить в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию;

 

получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Национального банка в порядке, установленном Национальным банком, о завершении данной внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством;

 

перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

 

в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком;

 

– указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, – в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки (при его наличии).

 

 

 

Выбытие основных средств (имущества), внесенных в качестве вклада в уставный фонд

Законодательством не запрещено использовать имущество, в том числе денежные средства, внесенные в качестве вклада в уставный фонд юридического лица, то есть не запрещено распоряжаться им (списывать, реализовывать).

 

В унитарном предприятии имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, остается собственностью самого учредителя, а у унитарного предприятия в отношении такого имущества только право хозяйственного ведения. Поэтому хорошо, что планируется продажа оборудования компании, которая не является учредителем. Вот если бы стояла задача продать оборудование обратно учредителю, были бы трудности, на мой взгляд, так как фактически получалось бы, что собственник себе же продает свое же имущество.

 

При этом унитарное предприятие пользуется имуществом на праве хозяйственного ведения и только в тех пределах, которые установлены собственником, поэтому обязательно нужно проверить устав, чтобы там не было каких-то особенных условий распоряжения имуществом (например, только по решению собственника, от какой-то суммы и так далее). Если запретов не установлено, то унитарное предприятие имеет право продать имущество, в том числе, которое было внесено в качестве вклада в уставный фонд. Недвижимое имущество в данной статье в расчет не берется.

 

Имущество было внесено в качестве вклада в уставный фонд. Скорее всего, что оно было освобождено от каких-то налогов или таможенных платежей. При продаже того же имущества, по которому был льготный режим, возможно возникнут вопросы налогообложения у собственника. Таким образом, реализацию описываемой схемы обязательно необходимо сопровождать аудиторской или бухгалтерской поддержкой.

 

Кроме того, унитарное предприятия после продажи лишится основной части своих основных средств (активов). Если по итогам финансового отчетного года размер стоимость чистых активов унитарного предприятия станет меньше размера уставного фонда, тогда в обязательном порядке необходимо будет уменьшить размер уставного фонда до стоимости чистых активов унитарного предприятия.

 

Обременения для продажи

При реализации схемы необходимо проверить, не заложено ли оборудование и не имеет ли иных обременений, то есть свободно ли для продажи.

 

Таможенное оформление или статистическая декларация

На резидентов при совершении внешнеторговых сделок возложена обязанность статистического декларирования исключительно при наличии в совокупности следующих общих условий:

1) внешнеторговая сделка должна предусматривать возмездную передачу товаров резидентами нерезидентам Республики Беларусь и наоборот.

2) в отношении передаваемых по сделке товаров не должны производиться таможенные операции (абзац 3 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178).

 

Так, таможенному оформлению не подлежат, в том числе:

  • любые (в том числе происходящие с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС) товары, передаваемые между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь без их фактического ввоза на территорию Беларуси или вывоза с ее территории.

 

Поскольку в описываемой схеме имущество вывозиться из РБ не будет, таможенное оформление не производится. Вместо этого оформляется статистическая декларация. Необходимость представления к регистрации статистической или периодической статистической декларации не зависит от наличия факта перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, то есть регистрация такой декларации требуется, в том числе и когда товары, являющиеся объектом внешнеторгового договора, не перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь.

 

При соблюдении общих условий в зависимости от стоимостного условия представлению к регистрации подлежат:

а) статистическая декларация – по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро;

б) периодическая статистическая декларация – по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора.

 

Таким образом, если поставка (отгрузка) осуществляется по одной ТТН в рамках одного договора – оформляется статистическая декларация. Если в течение отчетного месяца по одному договору проводится две и более поставки (отгрузки) с несколькими ТТН – оформляется периодическая статистическая декларация.

 

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация – не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (часть вторая подп.1.3 п.1 постановления № 549).

 

Аренда

 

Внешнеторговая операция, таможенные процедуры

Действие Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от резидентства арендатора или арендодателя, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг).

 

Таким образом, поскольку имущество не перемещается через государственную границу Республики Беларусь, вполне возможно, что не будет необходимости ни в таможенном оформлении, ни в регистрации статистической декларации. Данный вопрос настоятельно рекомендую уточнить у таможенных декларантов.

 

 

Нужна ли накладная или достаточно акта приема-передачи

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З)).

Хозяйственной операцией признается действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (абзац 24 ст.1 Закона № 57-З).

Получение имущества в аренду – это хозяйственная операция, которая влечет за собой у арендатора:

  • необходимость отражения этого имущества в бухгалтерском учете;
  • обязанность по начислению и уплате арендной платы;
  • другие обязательства в соответствии с условиями договора и законодательством.

Первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (абзац 13 ст.1 Закона № 57-З).

Требования к первичным учетным документам изложены в п.2 ст.10 Закона № 57-З.

Договор не является первичным учетным документом. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст.390 ГК).

 

Одно из обязательств договора аренды – обязанность арендодателя передать арендованное имущество арендатору. Выполнение этого обязательства должно быть подтверждено первичным учетным документом, которым и является акт приема-передачи.

 

Перечень первичных учетных документов, формы которых утверждаются государственными органами и которые обязательны к применению всеми субъектами хозяйствования, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 (далее – Перечень). Перечень не содержит акта приема-передачи имущества при арендных отношениях.

 

Формы первичных учетных документов, не указанные в Перечне, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

 

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (п.4 ст.10 Закона № 57-З).

 

Исходя из изложенного, организации на основании п.4 ст.10 Закона № 57-З могут самостоятельно разработать форму акта приема-передачи имущества в аренду. Составлять накладную о передаче имущества в аренду не нужно.

 

Налогообложение

Поскольку я не являюсь специалистом в области налогообложения в статье данный вопрос обхожу стороной. При этом схему реализации имущества и последующей его передаче в аренду в обязательном порядке необходимо согласовать с аудиторами или бухгалтерами.

 

Сертификация и декларирование

На сегодняшний день существует много разных Технических регламентов Таможенного союза, а также внутренний перечень Беларуси, которые устанавливают необходимость обязательной сертификации или декларирования той или иной продукции, оборудования, машин.

 

Согласно нормам регламентов иногда даже эксплуатация оборудования без сертификата соответствия запрещается.

 

Если оборудование ввозилось в Республику Беларусь до принятия технических регламентов и на тот момент сертификации не подлежало, такое оборудование можно без ограничений распространять как третьим странам, так и странам Таможенного союза без необходимости его сертификации или декларирования. То оборудование, которое ввозилось с 2011 года (год принятия основных регламентов Таможенного союза) вполне возможно может попасть под необходимость сертификации или декларирования. Это означает, что такое оборудование, если оно сертифицируется или декларируется, нельзя продавать без наличия сертификата, поскольку такие действия повлекут серьезные штрафные санкции. Рекомендую обратиться в специализированные организации, которые окажут услуги по анализу всего ассортимента оборудования и выдадут заключение о необходимости сертификации и декларирования или об отсутствии такой необходимости.

 

 

Таким образом, при определенных обстоятельствах нет препятствий для реализации указанной схемы по продаже оборудования нерезиденту и последующей передаче оборудования в аренду белорусскому унитарному предприятию.

 


Окажу услуги по подготовке договоров и соглашения о зачете для реализации описанной выше схемы продажи оборудования нерезиденту, а также проконсультирую по всем вопросам, предоставлю данные компаний по услугам сертификации и прочее.

 

Тел.+375 29 361 64 62

 

На главной странице много ссылок на полезные статьи и информацию.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!