Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
юрист Дедюля

Шесть ответов на вопросы реорганизации юрлица

 

Здравствуйте, друзья.

В этой статье мы рассмотрим с вами несколько вопросов по реорганизации юридического лица в Республике Беларусь. Вопросы актуальные и практические, поэтому рекомендую прочитать статью до конца. Если лень читать статью и проще посмотреть и послушать видео, то в конце статьи будет размещено видео.

Для сайта вопрос 1

Ответ на данный вопрос является спорным. Я изложу свою точку зрения. Считаю, что необходимо уведомлять работников обеих компаний. Статья 36 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает, что при реорганизации трудовые отношения с работником с его согласия продолжаются на тех же условиях, которые установлены трудовым договором. На мой взгляд, обе компании находятся в процессе реорганизации, поскольку заключают между собой договор о порядке проведения этой реорганизации, соответственно компания, как которая присоединяется, так и компания, к которой осуществляется присоединение, они обе считаются реорганизуемыми. Поэтому статья 36 Трудового кодекса также распространяется на работников компании, к которой осуществляется присоединение, и они имеют право не согласиться продолжать работу в связи с реорганизацией, имеет право прекратить трудовой договор. Таким образом, настоятельно рекомендую уведомлять работников обеих компаний о реорганизации и получать их согласие продолжить трудовые отношения.

Оказываем юридические услуги по реорганизации юридических лиц.

Услуга оказывается не стажерами, а профессиональными юристами со стажем 20 лет.

info@zakonoved.by

+375 29 361 64 62, +375 33 3 203 203

Закон “О хозяйственных обществах” закрепляет, что участниками создаваемого в результате выделения юридического лица может быть только хозяйственное общество и(или) участники этого общества. Исходя из этой нормы участниками нового хозяйственного общества может являться либо только само реорганизуемое общество, либо это общество и участники реорганизуемого общества, либо только один кто-то из участников реорганизуемого общества. Никакого запрета на это нет. Соответственно, если участники на своем собрании, на котором они принимали решение о реорганизации, решили, что участником нового выделяемого хозяйственного общества будет только один участник реорганизуемого общества, то это будет абсолютно правомерно.

Для сайта вопрос 3

В законодательстве нет норм, в соответствии с которыми нельзя завершать реорганизацию до получения соответствующих требований от кредиторов. Существуют только нормы о том, что в течение определённого срока кредиторов обязательно нужно уведомить о принятом решении о реорганизации и также срок для самих кредиторов, в течение которого они эти требования предъявляют. Абсолютно правомерно завершать реорганизацию и обращаться в регистрирующий орган до получения требований кредиторов. В любом случае будет правопреемник и кредитор, который, например, не успел предъявить свои требования или требования которого компания не дождалась и реорганизовалась, эти требования кредитор может предъявить правопреемнику и полностью получить удовлетворение своих требований. На данный момент даже судебная практика не признаёт недействительными реорганизации, совершенные до истечения 30-дневного срока для предъявления требований кредиторами. Реорганизацию можно будет признать недействительной только в случае, если она будет совершена на основании заведомо ложных сведений либо повлекла возникновение существенных убытков кредитору (например, когда доказано в суде, что долг реорганизуемого предприятия переведен на “помойку” “однодневку”, которая не могла изначально и не может исполнить требования кредитора, как правопреемник). Но и то, скорее просто долг будет погашать другое юрлицо, а сама реорганизация не будет признана недействительной.

Для сайта вопрос 4

Ответ на этот вопрос также может быть спорным. Я, например, считаю, что только участники вновь создаваемого выделяемого юридического лица могут формировать уставный фонд путём внесения своих вкладов. Соответственно, они это могут сделать либо к моменту государственной регистрации юридического лица, если это указано в уставе, либо в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации юридического лица, как это позволяет сделать Декрет № 1. Однако, на практике надо обязательно учитывать следующие моменты. Закон “О хозяйственных обществах” предусматривает, что имущество вновь создаваемых в результате выделения юридических лиц может формироваться только за счёт имущества реорганизуемого юридического лица, то есть юридического лица, которое участвует в реорганизации. Методологический отдел Министерства Юстиции считает, что это норма говорит о том, что, в том числе, уставной фонд вновь создаваемого юридического лица должен формироваться за счёт части имущества реорганизуемого хозяйственного общества. А поскольку согласно Закону “О хозяйственных обществах” все вклады в уставный фонд, внесенные учредителями/участниками сразу становятся имуществом самого общества, то в Министерстве считают, что, значит, и уставной фонд вновь создаваемого юридического лица тоже должен формироваться за счёт части уставного фонда реорганизуемого общества. Это говорит о том, что необходимо принять решение об уменьшении уставного фонда реорганизованного хозяйственного общества на ту сумму, на которую будет формироваться уставной фонд нового юридического лица. Я с этой точкой зрения не согласен, но мои обоснования объемные для данной статьи, поэтому я их размещу чуть ниже с кнопкой (можно скачать и почитать). Также с кнопкой размещу для скачивания отличную статью аудитора Коротаева С.Л. Но, как мы толкуем нормы законодательства это одно, а как на это смотрят государственные органы – это другое. Нужно придерживаться вам той позиции, которая будет безопасна для вашего бизнеса, а это позиция государственного органа.

В моей практике многие налоговые инспекции говорили, что книга учёта проверок и книга замечаний и предложений зарегистрированы на юридическое лицо с конкретным регистрационным номером и учетным номером плательщика. Соответственно, их невозможно передать другому юридическому лицу – правопреемнику, который имеет другой учётный номер плательщика и другой регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Налоговые инспекторы требовали исключать эти книги из акта инвентаризации остатков документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, требовали, чтобы книги сдавались в архив. Но, практика показала, что сдать в архив данные книги проблематично, поскольку данные книги не входят в перечень документов которые сдаются в архив на хранение (сдаются документы постоянного срока хранения и срок хранения которых 75 лет и более, а книги эти по истечению 5 лет могут уничтожаться). Для решения этого вопроса мной был направлен запрос в Министерство по налогам и сборам. Получил ответ, что, все-таки, данные книги подлежат передаче правопреемнику. Теперь данный вопрос разрешился однозначно. Эти книги в архив не сдаются, их нужно предусматривать в передаточном акте. А уже что с ними делать фактически это уже вам придётся решать самостоятельно. Либо вы можете направить свой дополнительный запрос в Министерство по налогам и сборам.

Для сайта вопрос 6

В законодательстве нет норм, что необходимо в обязательном порядке вносить изменения в устав в случае реорганизации. Однако, в соответствии с гражданским кодексом Республики Беларусь юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (кроме, соответственно реорганизации в форме присоединения). В случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо считается реорганизованным с момента включения в ЕГР данных о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в результате реорганизации. Указанные процедуры осуществляются путём их государственной регистрации в городском и местных исполнительных комитетах. Таким образом, в любом случае, чтобы ваша реорганизация считалось завершенной, необходимо будет обратиться либо за государственной регистрацией нового юридического лица, соответственно вы будете представлять в исполком устав либо необходимо обратиться за государственной регистрацией изменений в устав, например в случае присоединения. Ну и не нужно забывать вносить изменения в устав организации, из которой происходило выделение другого юрлица, которому была передана часть своего уставного фонда. Соответственно, нужно зарегистрировать изменения, связанные с уменьшением размера уставного фонда.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!