Налоги-2017: изменения в Общей части Налогового кодекса Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З (далее – Закон) внесен ряд изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), в том числе и довольно кардинальных. С одной стороны, эти изменения направлены на повышение оперативности общения субъектов предпринимательской деятельности с налоговыми органами, либерализацию налогового законодательства, а с другой – на поиск новых источников формирования доходной части бюджета. Рассмотрим эти изменения несколько подробнее.
- Законодателем продолжена работа в направлении дальнейшего использования электронного документооборота при общении плательщиков с налоговыми органами. В частности, теперь п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) дополнен нормой о том, что плательщик имеет право получать от налоговых органов и направлять в налоговые органы электронные документы, документы и (или) информацию в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Эта информация направляется через личный кабинет плательщика.
- Информация о наличии задолженности по платежам в бюджет становится гласной. Так, Законом установлено, что налоговые органы ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням.
- При признании лиц взаимозависимыми лицами появилось новое исключение. Теперь в случае прямого или косвенного участия государства в организациях этот факт не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами. Такие организации могут признаваться взаимозависимыми лицами между собой и с иными лицами при наступлении иных оснований, предусмотренных НК.
- Изменена редакция п. 5 ст. 31 НК в части определения суммы обязательств, выраженной в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте или в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте. Так, в соответствии с п. 5 ст. 31 НК по договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, – в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях.
- Существенно расширен перечень ситуаций, когда иностранные организации обязаны становиться на налоговый учет в Республике Беларусь. С 01.01.2018 иностранная организация обязана стать на учет в налоговом органе не только, если она осуществляет или собирается осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, но и в поименованных иных случаях.
Очевидно, что данные изменения направлены на то, что бы обложить налогами на территории Республики Беларусь иностранные организации, которые предоставляют электронный контекст физическим лицам, которые находятся в Республике Беларусь. Эффективность данного нововведения можно будет оценивать по результатам работы в 2018 году.
- Порядок приостановления операций по счетам должников изменен. Так, с нового года это ограничение не будет распространяться на операции в части суммы превышения суммы неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, указанной в решении о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке, принятом налоговым органом. Соответственно, налоговые органы в решениях о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке будут указывать суммы неисполненных налоговых обязательств и (или) неуплаченных пеней на дату вынесения такого решения.
- Закон изменил перечень счетов плательщиков (их дебиторов), с которых не допускается взыскание налоговыми и таможенными органами налогов, сборов (пошлин), пеней в бесспорном порядке. Теперь не производится бесспорное взыскание за счет денежных средств на благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, едином казначейском счете, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов.
- В НК установлен порядок возврата излишне взысканной дебиторской задолженности. В 2017 году если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) – организации (далее – сумма дебиторской задолженности), то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.
В случае выявления факта наличия у дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы дебиторской задолженности в течение 2 рабочих дней со дня выявления такого факта.
- Порядок проведения камеральных проверок теперь допускает получение от проверяемого документов. При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) налоговый орган теперь будет вправе получать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
- Расширен перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне.
- Детально определен порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Теперь жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.
Николай ДУБИНСКИЙ, |
кандидат технических наук 01.12.2016
источник информации: //www.profmedia.by