Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
Обход закона для участия в тендере

Хитрый обход закона для участия в тендере

Обход закона для участия в тендереООО «А» в марте 2015 года проводила тендер на право выполнения работ по проектированию и монтажу внутренних инженерных систем (водоснабжение) на строящемся объекте в городе Гомеле.

            Объект строительства относился к III классу сложности согласно классификации по СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».

            Согласно условиям тендера и в соответствии с законодательством участники тендера обязаны были иметь аттестаты соответствия на право выполнения работ по составлению разделов проектной документации и монтажу внутренних инженерных систем (водоснабжение).

            Напомним, что организациям, выполняющим работы в строительстве или оказывающим услуги в строительстве, необходимо иметь аттестаты соответствия согласно требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее – Постановление № 252).

В тендере участвовали три организации ООО «Б», ООО «В», ООО «Г».

            Ни у одной из данных организаций на момент участия в тендере не было аттестатов соответствия.

Лишь одна из организаций ООО «Б» вела работу по получению аттестата соответствия.

Другие организации ООО «В» и ООО «Г» не собирались получать аттестат, а вместо этого предъявили организаторам тендера договор о взаимодействии с другой сторонней организацией, у которой имелся в наличии необходимый аттестат.

Текст договора, к сожалению, привести не можем. Суть договора заключалась в том, что ООО «В» заключает договор о взаимодействии с УП «Д» о том, что данные организации объединяют свои усилия для выполнения работ по проектированию и монтажу внутренних инженерных систем (водоснабжение) на строящемся объекте в городе Гомеле. Сами работы будут выполняться УП «Д», поскольку у данной организации имеется аттестат соответствия, но вот в тендере, как партнер по договору, участвует ООО «В», которое аттестата соответствия не имеет.

С помощью такой нехитрой схемы ООО «В», не имея аттестата соответствия и как следствие права на выполнение работ или оказание услуг в строительстве, смогла принять участие в тендере, как подрядчик. Организаторы тендера предъявленный договор приняли.

ООО «Б» было против такого развития событий. Данная организация затратила большие средства для получения аттестата соответствия и планировала успеть его получить до момента проведения тендера. Однако тендер намеревались провести раньше и по итогу ООО «Б» не смогло участвовать из-за отсутствия аттестата и договора о взаимодействии, а ООО «В» и ООО «Г» признали участниками тендера, отвечающими всем необходимым условиям, поскольку данные организации предъявили комиссии договоры о взаимодействии со сторонними подрядчиками.

Для восстановления справедливости ООО «Б» составило следующее письмо и направило его организаторам тендера:

«При выборе подрядчика на поставку оборудования и материалов,  разработку проектно-сметной документации,  выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ (далее – Работы) гелиоводонагревательной системы просим Вас обратить внимание на то, что Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» установлено, что для осуществления строительной деятельности необходимо наличие аттестата соответствия, выдаваемого в соответствии с Перечнем отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252) на объектах строительства.

 В части выполнения проектно-изыскательных работ, данные Работы относятся к п.4.5 «Разработка разделов проектной документации для объектов строительства первого–четвертого классов сложности – внутреннее инженерное оборудование, внутренние сети и системы (тепло-, холодо-, водо- и газоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения, электрооборудования, электроосвещения, связи, радиофикации и телевидения), а в части выполнения строительно-монтажных работ по установке гелиоводонагревательной системы Работы относятся к п.8.25 «Строительство объектов первого–четвертого классов сложности – устройство внутренних сетей водопровода и канализации»  приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», правилам заключения договоров строительного подряда, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1450 подрядчик должен выполнить все работы самостоятельно, а также обязан иметь на те работы, на которые заключается договор, систему производственного контроля (свидетельство о тех. компетентности системы производственного контроля). Подрядчик может привлечь субподрядчиков только с согласия Заказчика и если это прямо предусмотрено в договоре, а также привлечение субподрядчиков осуществляется в соответствии с указанным Законом только для исполнения части обязательств подрядчика, то есть не всех, а лишь определенной части.

Договор строительного подряда должен заключаться именно с той организацией, которая выиграла тендер (конкурс). В договоре подряда указываются конкретные работы, которые данный подрядчик, выигравший тендер, обязан выполнить. Если подрядчик определенную часть работ самостоятельно выполнить не может, в таком случае с согласия Заказчика подрядчик может привлечь субподрядчика и тогда согласно нормам Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и Правилами заключения договоров строительного подряда такой подрядчик автоматически приобретает статут генерального подрядчика.

Таким образом, организация подрядчик,  выполняющая перечисленные выше Работы своими силами должна иметь соответствующие аттестаты на данные виды работ на объектах соответствующего класса сложности, а в случае привлечения сторонних организаций для выполнения данных  работ  организация подрядчик должна иметь аттестат на выполнение функций генерального подрядчика согласно Постановлению № 252.

Отметим, что согласно Указу № 26 выполнение работ без аттестата в случаях, когда его наличие обязательно, является запрещенной деятельностью и подпадает под статью незаконная предпринимательская деятельность, а результаты тендера с такими подрядчиками, как и заключенные между подрядчиками и устроителями тендера договоры, могут признаваться ничтожными в судебном порядке.

На основании изложенного считаем, что участие в тендере подрядчика, не имеющего соответствующих аттестатов соответствия, сертификатов соответствия и свидетельства о технической компетентности, но представляющего договор о совместной деятельности, является незаконным и противоречащим законодательству, поскольку даже если рассматривать такие договоры, как договоры простого товарищества, то в таких формах совместной деятельности каждый из товарищей выполняет свою функцию и пользоваться документами (свидетельствами, лицензиями и прочим) другого товарища не может согласно законодательству. Еще раз отметим, что в тендере участвует не объединение юридических лиц, а каждое юридическое лицо в отдельности, претендующее на роль подрядчика для выполнения работ. В случае признания такой организации победителем тендера именно с таким отдельным юридическим лицом заключается договор подряда, чтобы именно данный подрядчик выполнил работы, а, соответственно, для этого нужны аттестаты соответствия. Если же подрядчик планирует нанимать субподрядчиков, на тендер такой подрядчик должен предъявить аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика согласно Постановлению № 252.

Просим внимательно изучить указанные нами нормы законодательства, поскольку мы не имеем возможности участвовать в тендере из-за отсутствия аттестатов соответствия и в настоящее время их получаем, а другие организации по непроработанным до конца схемам выигрывают тендеры, а затем работы выполняет совсем другое юридическое лицо. Данные действия незаконны и результаты тендера могут быть признаны недействительными».

Данное письмо подняло «большой шум».

Насколько нам известно тендер не состоялся из-за невыполнения участниками условий тендера.

Все тендеры, проводимые в том регионе, учитывали доводы ООО «Б», изложенные в письме, поскольку организаторы в целях безопасности не стали рисковать с принятием договоров о совместной деятельности.

Нам будет очень интересно узнать позицию юристов, владеющих вопросами в сфере строительства, в отношении указанных выше договоров, предъявляемых для участия в тендере, а также в целом мнение по описанной ситуации.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!