Минск, Беларусь +37529 361 64 62 Пн.-Пт. 9.00-19.00
изменения в закон о хозяйственных обществах 2021

Изменения в Закон О хозяйственных обществах в 2021 году

 

Законом Республики Беларусь от 5 января 2021 года № 95-З вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее по тексту – Закон ОХО).

В этой статье я проведу анализ изменений (дополнений), чтобы Вам было понятно, что же нового нас ждет в конце апреля 2021 года (28 апреля), когда данные изменения (дополнения) вступят в силу.

Индивидуальные изменения по акционерным обществам в данной статье не рассматриваются.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

1.Ответственность хозяйственного общества

2.Учредители и участники хозяйственного общества

3.Использование электронной и иной связи

4.Слияние хозяйственных обществ

5.Присоединение хозяйственных обществ

6.Разделение хозяйственного общества

7.Выделение хозяйственного общества

8.Преобразование хозяйственного общества

9.Голосование при утверждении

передаточного акта или разделительного баланса

10.Уведомление кредиторов при реорганизации

11.Уставный фонд хозяйственного общества

12.Безвозмездные вклады в имущество хозяйственного общества

13.Общие положения

14.Локальные правовые акты

15.Исключительная компетенция общего собрания

16.Очередные собрания

17.Подготовка к проведению собрания

18.Информация о проведении собрания

19.Предложения в повестку дня

20.Повестка дня

21.Форма проведения собрания

22.Кворум общего собрания

23.Решения общего собрания

24.Заочное голосование

25.Основания проведения общего собрания

26.Совет директоров

27.Исполнительный орган хозяйственного общества

28.Аффилированные лица хозяйственного общества

29.Крупные сделки

30.Ревизор (ревизионная комиссия)

31.Информация о хозяйственном обществе

32.Общество с ограниченной ответственностью

33.Переход доли участника к работникам хозяйственного общества или членам органов его управления

Ответственность хозяйственного общества

Положения статьи 5 Закона ОХО приведены в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».

А именно, закреплено, что учредители  (участники) хозяйственного общества, признанного экономически несостоятельным (банкротом), или иные лица, в том числе лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества либо возглавляющие коллегиальный исполнительный орган этого общества, имеющие право давать обязательные для этого общества указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества хозяйственного общества только  в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) хозяйственного общества была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами.

Учредители и участники хозяйственного общества

Хозяйственное общество теперь может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Ограничение, которое ранее содержалось в части шестой статьи 13 Закона ОХО, исключено.

Использование электронной и иной связи

В статье 14 Закона ОХО появилась новая норма в сфере информационных технологий. Так, в устав хозяйственного общества могут быть включены положения, предусматривающие случаи и порядок использования электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий (далее – системы дистанционного обслуживания) при организации созыва и проведении общего собрания его участников. Решения о внесении изменений в устав хозяйственного общества, предусматривающие случаи и порядок использования систем дистанционного обслуживания при организации созыва и проведении общего собрания его участников, принимаются всеми участниками этого общества единогласно.

Таким образом, могу предположить, что такие положения будут иметь большую юридическую силу над общим порядком созыва и проведения собрания (принятия письменного решения, письменного извещения участников, открытого голосования или с использованием бюллетеней и так далее). Можно будет абсолютно творчески подойти к этому вопросу и внести в устав уникальные условия по созыву и проведению собрания участников через использование информационных технологий.

Сразу только оговорюсь, на мой взгляд, фраза «организация созыва и проведение собрания» не включает в себя этап оформления протокола. Поэтому, думаю, его все равно нужно будет оформлять в письменном виде и отправлять всем участникам (если подписывают) или председателю общего собрания почтой для подписания.

Слияние хозяйственных обществ

Статьей 16 Закона ОХО четко и подробно определены условия, которые в обязательном порядке должен содержать договор о слиянии.

Договор о слиянии должен содержать:

наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, а также наименование, место нахождения хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;

размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;

порядок образования органов хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемого в результате слияния;

порядок, сроки созыва и проведения совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;

порядок голосования на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, а также порядок определения количества голосов лиц, принимающих участие в таком собрании;

сроки проведения реорганизации в форме слияния.

Договор о слиянии может содержать и иные условия.

            Отмечу, что порядок голосования на совместном собрании ранее можно было определять не только в договоре слияния, но и на самом собрании, а теперь только договором.

Присоединение хозяйственных обществ

Статьей 17 Закона ОХО четко и подробно определены условия, которые в обязательном порядке должен содержать договор о присоединении.

Договор о присоединении должен содержать:

наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении;

размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение;

порядок, сроки созыва и проведения совместного общего собрания участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами;

порядок голосования на совместном общем собрании участников хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в присоединении, или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, а также порядок определения количества голосов лиц, принимающих участие в таком собрании;

сроки проведения реорганизации в форме присоединения.

Договор о присоединении может содержать и иные условия.

            Отмечу, что порядок голосования на совместном собрании ранее можно было определять не только в договоре присоединения, но и на самом собрании, а теперь только в договоре.

Разделение хозяйственного общества

В статье 18 Закона ОХО определено, какие обязательные условия должны быть в решении о реорганизации в форме разделения.

Решение о реорганизации в форме разделения должно содержать:

наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате разделения;

состав участников каждого из хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате разделения;

размер и порядок формирования уставного фонда каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате разделения;

порядок образования органов каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате разделения;

порядок, сроки созыва и проведения общего собрания участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате разделения;

порядок голосования на общем собрании участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате разделения.

Решение о реорганизации в форме разделения может содержать и иные условия.

Выделение хозяйственного общества

В статье 19 Закона ОХО определили обязательные условия, которые должны быть отражены в решении о реорганизации в форме выделения.

            Решение о реорганизации в форме выделения должно содержать:

наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ  и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;

состав участников каждого из хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;

размер и порядок формирования уставного фонда каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;

порядок образования органов каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;

порядок, сроки созыва и проведения общего собрания участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения;

порядок голосования на общем собрании участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения.

Решение о реорганизации в форме выделения может содержать и иные условия

            Теперь допускается реорганизация хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество. Ограничение, которое было ранее, исключено из статьи 19 Закона ОХО.

Преобразование хозяйственного общества

По аналогии с предыдущими статьями в статье 20 Закона ОХО теперь предусмотрены обязательные моменты, которые должны быть отражены в решении о реорганизации в форме преобразования.

Решение о реорганизации  в форме преобразования должно содержать:

размер и порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества другой формы и  (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, создаваемых в результате преобразования;

положение о внесении изменений и (или) дополнений в устав преобразуемого хозяйственного общества;

положение об образовании органов хозяйственного общества другой формы и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы , создаваемых в результате преобразования.

Решение о реорганизации в форме преобразования может содержать и иные условия.

Голосование при утверждении
передаточного акта или разделительного баланса

Решения общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении передаточного акта и разделительного баланса теперь принимаются большинством (не менее трех четвертей) голосов лиц, принимающих участие в этом собрании без возможности изменения соотношения голосов в уставе или на собрании.

            Этот момент желательно отразить в своих уставах.

Уведомление кредиторов при реорганизации

В статье 23 Закона ОХО теперь строго будет регулироваться содержание уведомления кредиторов при реорганизации хозяйственного общества.

Уведомление о реорганизации хозяйственного общества должно содержать:

наименование, место нахождения реорганизуемого хозяйственного общества;

форму реорганизации;

порядок предъявления требований кредитора реорганизуемого хозяйственного общества, включая адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым хозяйственным обществом;

наименование, место нахождения каждого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, участвующих в реорганизации, создаваемых в результате реорганизации.

Уставный фонд хозяйственного общества

Установлен конкретный срок, в течение которого хозяйственное общество обязано уменьшить свой уставный фонд, если стоимость чистых активов по итогам второго и каждого последующего финансового года оказалась меньше размера уставного фонда – не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года.

Безвозмездные вклады в имущество хозяйственного общества

Закон ОХО дополнен новой статьей 291, которой предусмотрена возможность вносить в имущество хозяйственного общества безвозмездные вклады, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам.

Так, в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозяйственного общества его участники вправе безвозмездно вносить в имущество хозяйственного общества вклады, отвечающие требованиям к имуществу, предусмотренным частями первой и второй статьи 29 Закона ОХО, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам. Указанные вклады в имущество хозяйственного общества вносятся на основании договора, заключенного между участником и хозяйственным обществом.

Такие вклады становятся собственностью хозяйственного общества.

Типовая обязательная форма договора не предусмотрена, поэтому это будет договор какой-то вольной уникальной формы.

Общие положения

Все знают, что в хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, общее собрание участников хозяйственного общества не созывается и не проводится. Полномочия общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет этот участник.

            Так вот теперь фразу «общее собрание участников хозяйственного общества не созывается и не проводится» из статьи 33 Закона ОХО исключили. Просто указано, что в таких обществах полномочия собрания осуществляет единственный участник.

            Это изменение ни на что, по сути, не влияет. Но, многие эту фразу используют в своих уставах. Поэтому при подготовке уставов после 28 апреля 2021 года эту фразу в устав включать не нужно.

Локальные правовые акты

Внесены изменения в наименование (статус) локальных актов хозяйственных обществ. Они теперь не локальные нормативные правовые акты, а локальные правовые акты, то есть слово «нормативные» исключено.

            Такие изменения навеяны новым Законом «О нормативных правовых актах» 2018 года, затем изменением Трудового кодекса в 2020 году.

Исключительная компетенция общего собрания

К исключительной компетенции высшего органа управления отнесены Законом ОХО также вопросы образования органов хозяйственного общества, утверждение количественного и персонального состава счетной комиссии и досрочное прекращение полномочий ее членов.

Очередные собрания

В статье 36 Закона ОХО исключено понятие очередных собраний. Есть годовое собрание и внеочередные собрания.

Подготовка к проведению собрания

Статья 38 Закона ОХ дополнена новыми условиями, которые должны обязательно содержаться в решении уполномоченного органа о проведении собрания.

            Это:

            способ направления бюллетеня в случае голосования бюллетенями или заочного голосования

дата окончания приема предложений в повестку дня внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества и предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию (ревизоры), исполнительный орган хозяйственного общества в случае, если повестка дня включает вопросы об избрании членов органов хозяйственного общества;

дата окончания предъявления требований о проведении независимой оценки стоимости акций, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, решения по которым способны повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества.

            При направлении участниками хозяйственного общества предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию (ревизоры), исполнительный орган после даты принятия решения уполномоченным органом хозяйственного общества о проведении общего собрания участников хозяйственного общества, но не позднее даты окончания приема таких предложений информация об изменении списка выдвигаемых кандидатов, а также о дополнительно выдвинутых кандидатах доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не позднее семи дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества в том же порядке, в котором предоставляется перечень информации (документов) к общему собранию участников хозяйственного общества.

            В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений в формулировки проектов решений по вопросам повестки дня общего собрания участников хозяйственного общества, текст бюллетеня или карточки для голосования, перечень информации (документов) к общему собранию участников хозяйственного общества уполномоченный орган хозяйственного общества вправе принять решение о внесении соответствующих изменений и (или) дополнений не позднее семи дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества, если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества.

Информация о внесении изменений и (или) дополнений, указанных выше, доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не позднее пяти дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества, если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества, в том же порядке, в котором предоставляется информация (документы) к общему собранию участников хозяйственного общества.

Информация о проведении собрания

Если иное не установлено уставом хозяйственного общества, теперь лица, имеющие право на участие в общем собрании, извещаются  о проведении годового общего собрания участников не менее чем за тридцать дней до даты его проведения, а в случае проведения внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества – не менее чем за десять дней до даты проведения этого собрания.

Еще пару новых сроков: если повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества включает вопросы об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа, ревизионной комиссии (ревизора), лица, имеющие право на участие в общем собрании, должны быть извещены о проведении такого собрания не менее чем за двадцать дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества, если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества.

            Теперь в уставе хозяйственного общества можно предусмотреть возможность дополнительного направления информации по вопросам проводимого общего собрания, путем направления извещения, содержащего порядок ознакомления с информацией о проведении общего собрания участников  хозяйственного общества, на номер контактного телефона или адрес электронной почты лица, имеющего право на участие в общем собрании. Обращаю внимание, что лишь дублирующий способ извещения, не отменяющий общие (основные) способы направления информации о собрании, которые установлены Законом ОХО.

            Сам документ, которым лица извещаются о собрании, теперь может не именоваться именно «извещением». Теперь этот документ может называться, как угодно, уведомление, письмо, информация и прочие варианты.

            Как Вы знаете, исполнительный орган общества до момента проведения годового общего собрания должен представить отчетную информацию о деятельности общества за прошедший год. Так в статье 39 Закона ОХО появилось 6 новых данных, информация по которым должна содержаться в отчете:

            — информацию о годовом вознаграждении членов совета директоров (наблюдательного совета);

— информацию о годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа хозяйственного общества, годовом размере оплаты услуг управляющей организации (управляющего);

— информацию о безвозмездной передаче либо продаже долей в уставном фонде (акций) хозяйственного общества членам органов управления и (или) работникам хозяйственного общества;

— показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного фонда хозяйственного общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если хозяйственное общество осуществляет деятельность менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

— результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению уполномоченного органа хозяйственного общества, привели к уменьшению стоимости чистых активов;

— перечень мер по приведению стоимости чистых активов хозяйственного общества в соответствие с размером его уставного фонда, если по результатам финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее размера уставного фонда.

Теперь хозяйственное общество обязано 3 года хранить сведения, подтверждающие направление соответствующим лицам информации о проводимом собрании.

Предложения в повестку дня

Ранее согласие кандидатов на выдвижение их в избираемые органы хозяйственного общества можно было получить в порядке, который прописывался в отдельном локальном акте общества. В уставе такой порядок предусмотреть было нельзя. Теперь это ограничение устранили и вместо локального акта можно просто все указать в уставе.

Появились новые нормы о сроках направления предложений в повестку дня общего собрания.

Так, предложения в повестку дня внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества должны поступить не позднее семи дней до даты проведения этого собрания, если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества. Если одним из вопросов повестки дня внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества является избрание членов совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа, ревизионной комиссии (ревизора), предложения о выдвижении кандидатов в эти органы должны поступить не позднее десяти дней до даты проведения этого собрания, если уставом хозяйственного общества не предусмотрен иной срок их поступления (статья 40 Закона ОХО).

Повестка дня

Установлены новые сроки для рассмотрения уполномоченным органом хозяйственного общества поступивших предложений в повестку дня:

— не позднее десяти дней после окончания срока, установленного для поступления предложений в повестку дня годового общего собрания участников хозяйственного общества,

— в случае проведения внеочередного собрания участников хозяйственного общества – не позднее трех дней после окончания срока, установленного для поступления предложений в повестку дня внеочередного собрания.

Форма проведения собрания

Очная форма проведения собрания, которая подразумевает совместное присутствие участников общества, теперь может обеспечиваться системами дистанционного обслуживания, дистанционной связью (статья 42 Закона ОХО).

При заочной форме проведения собрания опрос участников может осуществляться также с помощью средств дистанционного обслуживания.

Такая же норма предусмотрена в смешанной форме проведения собрания.

Кворум общего собрания

Принявшими участие в общем собрании участников хозяйственного общества считаются лица, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и (или) лица, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном только уставом  хозяйственного общества, а не локальным актом общества, как допускалось ранее (статья 43 Закона ОХО).

            В случае, если бюллетень для голосования направляется с использованием систем дистанционного обслуживания, такой способ направления бюллетеня должен позволять достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании.

Решения общего собрания

Теперь в уставе хозяйственного общества может быть предусмотрен только один вариант принятия решения по вопросу избрания членов совета директоров (наблюдательного совета): либо простым большинством голосов (более пятидесяти процентов голосов) лиц, принявших участие в собрании либо второй вариант – кумулятивное голосование. Либо один указанный вариант в уставе, либо другой. Норма императивная. Это условие на распространяется на случаи принятия решения в акционерных обществах с числом акционеров более ста (статья 84 Закона ОХО).

            Теперь решения, принятые общим собранием участников хозяйственного общества, оглашаются на этом собрании и доводятся до сведения его участников в порядке, предусмотренном для извещения о проведении общего собрания участников этого хозяйственного общества, не позднее десяти дней после даты окончания общего  собрания участников хозяйственного общества. Раньше срок исчислялся от момента подписания протокола, а также не был определен порядок доведения сведений о принятых решениях. Также ранее можно было либо оглашать решения на собрании либо доводить сведения неким иным образом, теперь же нужно и оглашать, и после еще и доводить сведения о принятых решениях.

Заочное голосование

Статья 46 Закона ОХО немного дополнена новыми нормами в связи с возможностью проведения собрания при помощи дистанционных систем обслуживания.

            Так, бюллетень для заочного голосования должен содержать упоминание о том, что бюллетень для заочного голосования должен быть подписан лицом, имеющим право на участие в общем собрании, а в случае использования систем дистанционного обслуживания – упоминание о том, что такой способ направления бюллетеня должен позволять достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании.

            Бюллетень для заочного голосования физического лица, имеющего право на участие в общем собрании, подписывается этим физическим лицом лично с указанием данных документов, удостоверяющих личность, либо иных данных, идентифицирующих личность данного лица, а в случае использования систем дистанционного обслуживания направляется способом, позволяющим достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании.

              Бюллетень для заочного голосования юридического лица, имеющего право на участие в общем собрании, может быть скреплен печатью этого юридического лица, а в случае использования систем дистанционного обслуживания направляется способом, позволяющим достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании.

Основания проведения общего собрания

Вы знаете, что в статье 48 Закона ОХО содержаться различные основания для проведения внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества, в том числе оно может созываться по требованию различных уполномоченных лиц.

            Законодатель решил определить содержание такого требования и некоторые другие моменты.

            Так, в требовании о проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества должны быть сформулированы вопросы, подлежащие включению в повестку дня. Требование о проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества может содержать формулировки проектов решений по каждому из этих вопросов, а также предложение о форме проведения такого собрания.

Уполномоченный орган хозяйственного общества не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня и проектов решений по этим вопросам.

В случае, если требование о проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества исходит от участников (участника) хозяйственного общества, указанных в абзаце шестом части первой статьи 48 Закона ОХО (это лица, обладающие в совокупности не менее 10% голосов), оно должно содержать имя физического лица или наименование юридического лица, требующих проведения такого собрания, и указание размера долей в уставном фонде (количества и категории акций), принадлежащих участникам (участнику) хозяйственного общества.

Требование о проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества подписывается лицом, требующим его проведения.

Совет директоров

В состав совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества теперь может входить не более одного члена его коллегиального исполнительного органа.

            Если устав предусматривает возможность включения работников или членов профсоюза в состав совета директоров, тогда в таком случае либо устав должен предусматривать порядок такого включения либо должен быть принят отдельный локальный правовой акт хозяйственного общества.

            Новые нормы в статье 52 Закона ОХО, которые касаются вопроса подготовки, созыва и проведения заседания совета директоров:

— заседание совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества может быть созвано по инициативе председателя совета директоров (наблюдательного совета), по требованию исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя), а также иных лиц, определенных уставом хозяйственного общества;

— требование о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества с указанием вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета), направляется в письменной форме председателю совета директоров (наблюдательного совета);

— заседание совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества должно быть созвано и проведено не позднее четырнадцати дней со дня поступления требования о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета), если меньший срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества;

— члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества извещаются о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) не менее чем за десять дней до даты его проведения, если уставом не предусмотрен меньший срок.

Уставом хозяйственного общества может быть предусмотрена возможность участия в заседании совета директоров (наблюдательного совета) его членов дистанционно с использованием систем дистанционного обслуживания.

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) составляется не позднее трех дней после даты окончания заседания.

Решение совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, принятое с нарушением требований Закона ОХО, иного законодательства или устава хозяйственного общества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника), члена совета директоров (наблюдательного совета) этого общества, может быть оспорено участником (бывшим участником), членом совета директоров (наблюдательного совета) в суде в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии такого решения.

Исполнительный орган хозяйственного общества

Новая норма в статье 54 Закона ОХО.

Полномочия лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа, и члена коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества прекращаются досрочно без принятия решения общего собрания участников либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества в соответствии с их компетенцией, установленной уставом, в случае их смерти, объявления умершими, признания недееспособными или безвестно отсутствующими.

Аффилированные лица хозяйственного общества

Физическое лицо, являющееся заместителем (первым заместителем) директора (генерального директора) этого общества, теперь признается аффилированным лицом хозяйственного общества.

Учитывайте при составлении списка.

Теперь соответствующие лица обязаны не незамедлительно, как было ранее, а не позднее 5 дней с даты, когда им стала известна соответствующая информация, доводить до сведения общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) этого общества информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.

Теперь установлена прямая ответственность таких лиц в случае причинения обществу убытков непредставлением соответствующей информации, указанной выше (статья 56 Закона ОХО).

Если в сделку с заинтересованностью аффилированных лиц необходимо внести изменения, то условия таких изменений также необходимо обязательно проводить через решение уполномоченного органа, который принимал решение о совершении такой сделки.

Установлен конкретный срок, в течение которого хозяйственное общество обязано раскрывать сведения о соответствующих сделках (статья 57 Закона ОХО) – не позднее трех дней  с даты принятия соответствующего решения.

Крупные сделки

Можно передать исполнительному органу полномочия по внесению изменений в условия крупной сделки. Это должно быть предусмотрено в уставе хозяйственного общества. Такие полномочия передаются общим собранием участников одновременно с принятием решения о совершении крупной сделки.

Ревизор (ревизионная комиссия)

Теперь, обязательно либо в уставе, либо в отдельном локальном правовом акте хозяйственного общества необходимо предусмотреть требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены ревизионной комиссии (ревизоры), а также порядок созыва заседаний и принятия решений ревизионной комиссией. Обращаю внимание, что порядок принятия решений ревизором не регулируется и он может не содержаться в уставе или локальном правовом акте общества.

Информация о хозяйственном обществе

Участникам хозяйственного общества, кроме случаев, установленных настоящим Законом, предоставляется также информация, содержащаяся в его документах , предусмотренных частью первой статьи 63 настоящего Закона. Информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов), а также в протоколах заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, предоставляется по требованию участников хозяйственного общества, являющихся в совокупности владельцами десяти и более процентов долей в его уставном фонде (акций), если уставом хозяйственного общества не предусмотрено меньшее количество долей в уставном фонде (акций).

Общество с ограниченной ответственностью

Если по результатам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью станет равна нулю или приобретет отрицательное значение, это общество подлежит ликвидации. При этом решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года, если предусмотренное выше основание ликвидации общества с ограниченной ответственностью в течение указанного срока не отпало (статья 91 Закона ОХО).

Срок и порядок выплаты распределенной прибыли общества с ограниченной ответственностью определяются уставом этого общества или решением общего собрания его участников о распределении прибыли между ними. В случае, если уставом или решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью срок выплаты распределенной прибыли этого общества не определен, он не должен превышать шестидесяти дней со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками (статья 96 Закона ОХО).

Теперь уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрена необходимость получения согласия других участников этого общества на отчуждение участником своей доли (части доли) другим участникам, а также порядок получения такого согласия. Прошу не путать с преимущественным правом покупки доли.

Переход доли участника к работникам хозяйственного общества или членам органов его управления

Новая инновационная статья в Законе ОХО.

Статья 1021. Переход доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью к членам его органов управления, работникам этого общества

Общество с ограниченной ответственностью вправе, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания его участников, принятому всеми участниками единогласно, безвозмездно передать либо продать членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работникам этого общества доли (части долей), приобретенные обществом в порядке, установленном статьей 99 Закона ОХО.

Объясняю простым языком – если право на долю в соответствии с Законом ОХО получило само хозяйственное общество, то именно такую долю (часть доли) по решению общего собрания можно передать лицам, указанным выше.

В обществах с ограниченной ответственностью, в уставных фондах которых доли принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, безвозмездная передача либо продажа долей (части долей) этого общества лицам, указанным в части первой настоящей статьи, допускаются по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При этом безвозмездная передача долей (части долей) указанным лицам осуществляется при условии достижения показателей эффективности деятельности обществ с ограниченной ответственностью по истечении сроков, определенных гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами.

Заключение

При создании хозяйственного общества после 28 апреля 2021 года устав уже должен полностью соответствовать изменениям и дополнениям, внесенным в Закон ОХО.

Действующие хозяйственные общества обязаны привести свои уставы в соответствие при первом же внесении в них любых изменений или дополнений.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!