Минск, Беларусь +37529 361 64 62 Пн.-Пт. 9.00-19.00
изменения в закон о торговле 2021

Анализ изменений в Законе о торговле 2021 (с 8 июля)

 

Законом Республики Беларусь от 04.01.2021г. № 81-З внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле), а именно этот закон изложен в новой редакции, которая вступает в силу с 8 июля 2021 года.

В данной статье мы рассмотрим основные, на мой взгляд, изменения и дополнения.

В этой статье и видео:

  • Обзор самых важных изменений в Закон о торговле и общественном питании?
  • Ролик с видеообзором изменений 2021?

Основные термины, используемые в Законе о торговле

В статье 1 Закона о торговле среди основных терминов не было термина «администрация рынка» и «администрация торгового центра». Эти понятия раскрывались в иных статья Закона о торговле. Теперь законодатель решил перенести данные термины в статью 1, где содержатся все основные термины данного закона. И это, по сути, ни на что не влияет, но, если бы сами определения не содержали очень существенные изменения.

Так, если посмотреть на действующие сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) понятия «администрация рынка» и «администрация торгового центра», то это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, создавшие рынок или, соответственно, торговый центр. Новые определения данных терминов будут выглядеть с 08.07.2021г. следующим образом:

«1.1. администрация рынка – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу рынка»;

«1.2. администрация торгового центра – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу торгового центра».

Таким образом, теоретически, я могу сделать предположение, что теперь администрацией рынка и администрацией торгового центра может быть абсолютно стороннее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по договору будут организовывать работу рынка или торгового центра, соответственно. То есть, теперь это необязательно должны быть именно те субъекты, которые создали рынок или торговый центр.

На мой взгляд, это очень хорошее нововведение, которое позволит рациональнее и эффективнее построить работу таких объектов.

В статье 1 Закона о торговле есть термин «группа лиц», который перекочевал из законодательства о монополистической деятельности. С 08.07.2021г. данного термина в статье не будет, будет просто ссылка на Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Термин «торговое помещение» практически имел аналогию определения торгового зала. Данный термин исключен и теперь, соответственно, под магазином понимается стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговый залы), а не торговое помещение.

Исключены такие термины, как «магазин современного формата», «магазин шаговой доступности», «покупатель», «специализированный магазин», «специализированный рынок», «торговая зона», «универсальный рынок», «дискриминационные условия», «интернет-магазин».

Часть указанных терминов содержится в других нормативных актах, поэтому их исключение понятно. Что касается термина «интернет-магазин», то этот термин был перенесен в статью 16 новой редакции Закона о торговле. По аналогии в статьи Закона о торговле были перенесены термины «специализированный рынок», «универсальный рынок», «магазин шаговой доступности» и другие. Но вот куда был перенесен термин «специализированный магазин» пока мне установить не удалось, а ведь такой вид магазина есть в классификации торговых объектов по видам и типам и нужно понимать, что он означает.

Главные изменения по терминам Закона о торговле мы рассмотрели.

дедюля александр
4

Права субъектов торговли. Торговый реестр

Из моментов, на которые следует обратить внимание, выделил следующие.

Раньше в Законе о торговле (т.е. до 08.07.2021г.) было закреплено право субъекта торговли самостоятельно определять порядок размещения рекламы внутри торгового объекта. С 08.07.2021г. такого права у субъектов торговли не будет и при размещении рекламы внутри торгового объекта нужно будет руководствоваться исключительно общими требованиями законодательства о рекламе. При этом любая реклама размещалась и размещается всегда в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, но наличие права самостоятельно определять порядок ее размещения внутри торгового объекта в определенных судебных спорах помогала субъектам торговли отстаивать свои права, если реклама внутри торгового объекта чему-то не соответствовала. Теперь же такого права у субъектов не будет и в этом отношении все станет однозначным.

И важное изменение, которое нужно знать всем.

Теперь для любой формы торговли или любого объекта общественного питания будет уведомительный, а не заявительный принцип включения сведений в Торговый реестр. Уведомление нужно будет направлять в соответствующий исполком в течение 5 календарных дней с момента начала работы соответствующего объекта. Формы таких уведомлений будут утверждаться МАРТ. Из Закона о торговле исключены все положения о том, что торговый объект, объект общественного питания, торговый центр и иные объекты считаются созданными только после включения сведений в Торговый реестр. Тем самым ликвидировано противоречие между нормами Закона о торговле, согласно которым торговые объекты могли работать только после включения сведений в Торговый реестр и нормами Декрета № 7, которые разрешают просто направить уведомление в исполком и начать работу без включения сведений в торговый реестр.

Торговые центры и рынки

Исходя из норм Декрета № 7 из Закона о торговле исключена норма, по которой торговые центры и рынки могли создаваться только исходя из схем размещения соответствующих объектов, утверждаемых местными органами исполнительной власти.

Однако несмотря на предоставленные Декретом № 7 права в Законе о торговле все равно остается норма о том, что рынок разрабатывает свою схему размещения на нем различных объектов и обязательно согласовывает эту схему с исполкомом, что нивелирует свободу администрации рынка в своих действиях.

3

Торговля с использованием сети Интернет

Новая редакция Закона о торговле, которая вступает в силу с 08.07.2021г. имеет, на мой взгляд, ряд революционных изменений. Некоторые из них не понравятся субъектам торговли.

Итак, в статье 19 действующей сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) редакции Закона о торговле указано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с через сеть Интернет с использованием доменного имени интернет-магазина, право  на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Такой порядок установлен только в отношении национальной доменной зоны, то есть .by и .бел. Именно на этом основании требовалось, чтобы все интернет-магазины размещались исключительно в этих национальных доменных зонах.

В новой редакции Закона о торговле (с 08.07.2021г.) таких положений нет.

Что это может означать?

В соответствии с п.2 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» интернет-магазины должны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет.

Этим Указом определено, что понимается под национальным сегментом сети Интернет. Это совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих доменные имена в национальной доменной зоне, которую образуют доменные зоны «.by» и «.бел».

Благодаря союзу «или» могу предположить, что теперь любой интернет-магазин может размещаться в любой доменной зоне, главное, чтобы он находился на сервере, размещенном в Республике Беларусь. Думаю, что стоит дождаться официальной позиции МАРТ по этому вопросу.

Ну и следующее важное изменение, на которое стоит обратить внимание и изучить при этом другие нормативные акты.

В отличие от старой редакции новая редакция Закона о торговле не содержит нормы о том, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин. То есть, сейчас (до 08.07.2021г.) можно в том же самом инстаграм размещать информацию о товарах и ссылку на интернет-магазин. В том случае, если в правила осуществления розничной торговли по образцам или в закон Республики Беларусь о рекламе не будут внесены нормы о возможности размещения на других ресурсах информации о товаре, то, теоретически, это может означать либо запрет на использование других ресурсов, что глупо, либо означать, то, что не запрещено – разрешено.

Я, кстати, посмотрел нормы правил торговли по образцам, а также изменения в закон о рекламе, которые тоже вступают в силу с 08.07.2021г. и подобных положений не увидел.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

Ассортиментный перечень товаров

Новая редакция Закона о торговле не содержит норму о том, что ассортиментный перечень товаров должен располагаться на видном для покупателей месте. Также я проанализировал на наличие этой нормы Правила розничной торговли по постановлению Совета Министров № 703, но такой дублирующей нормы не нашел. Таким образом, с 08.07.2021г. вы можете размещать ассортиментные перечни в любом месте торгового объекта.

Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.

2

Фирменный магазин

Как вы знаете, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, а также субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя с использованием его товарного знака либо фирменного наименования, в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины.

Но теперь (с 08.07.2021г.) требования к фирменным магазинам будут определяться Советом Министров Республики. То есть, будет принято отдельное постановление, которое заменит действующий старый приказ Министерства торговли 1998 года, которым утверждено типовое положение о фирменном магазине.

На этом всё.

В статье описаны самые важные, на мой взгляд, изменения.

Если Вам что-то не понятно из статьи, Вы можете задавать вопросы через форму обратной связи на сайте или просто написать на электронную почту.

Спасибо за внимание!

Если Вам нужна помощь юриста в открытии торгового объекта или интернет-магазина пишите мне или звоните

+37529-361-64-62

+37533-320-32-03

info@zakonoved.by

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!