Добрый день, коллеги!
Все, конечно, знают о том, что глава 18 Трудового кодекса Республики Беларусь регулирует особенности труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
Ранее в статье 255 Трудового кодекса Республики Беларусь содержалось ограничение, в соответствии с которым руководителю организации запрещалось выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской работы, научной и творческой деятельности, а также осуществления медицинской практики.
В 2014 году в Трудовой кодекс были внесены изменений, в соответствии с которыми данные ограничения остались действовать только для руководителей государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит государству.
Используя данные изменения, многие руководители частных компаний стали устраиваться руководителями в штат других организаций и не только руководителями, но в состав других органов управления компаний.
И тут я хочу обратить внимание на ограничение, которое имеется в отношении хозяйственных обществ.
Некоторые юристы могли просто не обратить внимание на данное ограничение, а не юристы, думаю вообще про такое ограничение не знают.
Так, согласно статье 54 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» совмещение лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, должностей в органах управления других организаций допускается только в порядке, предусмотренном уставом хозяйственного общества или с разрешения общего собрания участников общества.
Таким образом, если, например, директор ООО устроился в другую организацию директором по совместительству, но при этом в уставе общества у директора такого права не прописано и общее собрание участников общества, в свою очередь, не разрешало директору осуществлять подобные действия, то получается, что руководитель нарушил законодательство.
С другой стороны, ответственности за нарушение данного условия законодательством не предусмотрена и мне кажется, что норма была введена больше для регулирования взаимоотношений между учредителями, которые избрали такого директора и самим директором. Что я имею ввиду. Например, такое нарушение со стороны директора может рассматриваться кА нарушение трудовых обязанностей, как основание привлечения к дисциплинарной ответственности, как основание досрочного расторжения с руководителем трудового договора и так далее.
Поэтому, если вы серьезно относитесь к оформлению документов в хозяйственном обществе, то лучше сразу в устав внести соответствующее право для директора, либо не забывать при необходимости составлять решение общего собрания участников.
Если же для вас данная норма не является настолько серьезной, чтобы обращать на нее внимание, то это безусловно ваше полное право.
На этом все. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на мой канал на ютубе. Читайте статьи и новости на сайте.