Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
лицензия мчс 2023

Как получить лицензию МЧС в 2023 году

 

Всех приветствую!

Продолжаю обзор изменений в сфере лицензирования различных видов деятельности в связи с принятием в 2022 году Закона Республики Беларусь “О лицензировании” (вступил в силу с января 2023 года). Указ № 450 о лицензировании еще не отменен другим Указом, но на данный момент его положения целиком не применяются.

Это статья посвящена лицензии на деятельность по обеспечению пожарной безопасности (в обиходе “лицензия МЧС” или “лицензия на монтаж пожарной сигнализации”).

Смотрите также статью про общие положения лицензирования – смотреть.

ГЛАВА 19
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
статьи 117-127 Закона о лицензировании

Лицензирующий орган

Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности (далее для целей настоящей главы – лицензируемый вид деятельности) осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.
СПРАВКА: лицензирующий орган остался прежним.

Термины, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются термины, определенные законами Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности», от 22 июня 2001 г. № 39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», а также техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. № 40.
СПРАВКА: это новая норма для уточнения и дополнения, которая существенным образом никак не влияет на то, как лицензировалась эта деятельность тогда и как лицензируется сейчас.

Работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности. Лицензиаты

1. Лицензируемый вид деятельности включает следующие составляющие работы и (или) услуги:
1.1. проектирование, монтаж, наладка, техническое обслуживание (либо выборка из указанного перечня работ) систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических (либо выборка из указанного перечня систем);
1.2. создание и функционирование профессиональных аварийно-спасательных служб, осуществляющих тушение пожаров;
1.3. капитальный ремонт (перезарядка) огнетушителей;
1.4. выполнение работ с применением огнезащитных составов: пропиточных (только для древесины), лаков, красок, штукатурок (либо выборка из указанного перечня огнезащитных составов).
2. Лицензируемый вид деятельности может осуществляться только юридическими лицами, иностранными организациями по работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности, указанным в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящей статьи.
3. Не требуется получения лицензии, предусмотренной настоящей главой, для технического обслуживания юридическими лицами систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических, а также для капитального ремонта (перезарядки) огнетушителей, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.
СПРАВКА:
– работы и услуги остались прежними. Однако изменилось их наименование и Вам нужно обратить на это внимание для подготовки своих документов. Например, вместо систем автоматической пожарной сигнализации – системы пожарной сигнализации; вместо систем противодымной защиты – системы противодымной вентиляции и так далее.
– теперь четко расшифровано какие огнезащитные составы лицензируются (работы по их нанесению).
– теперь организации, которым принадлежат огнетушители на праве собственности или ином законном основании, могут осуществлять их капитальный ремонт (перезарядку) без лицензии.

лицензия мчс 2023 изменения
лицензия мчс 2023 изменения
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023

Ограничение права на осуществление лицензируемого вида деятельности

Лицензия не может быть предоставлена, изменена лицу:
обратившемуся за предоставлением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого решения о прекращении его лицензии в целом на осуществление лицензируемого вида деятельности при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 Закона о лицензировании, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37 Закона о лицензировании;
обратившемуся за изменением лицензии в части расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе по обособленному подразделению, в течение одного года со дня вступления в силу принятого решения о прекращении его лицензии в отношении этих работ и (или) услуг, обособленных подразделений при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 Закона о лицензировании, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37 Закона о лицензировании;
обратившемуся за предоставлением лицензии в течение одного года со дня прекращения лицензии на основании уведомления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, если это уведомление было направлено в период действия вынесенного предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановления лицензии.
СПРАВКА:
– это новые нормы исходя из новых общих положений лицензирования Закона о лицензировании.

Полномочия подчиненной организации

1. Заявление о предоставлении, об изменении лицензии, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановление лицензии, а также уведомление о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии, лицензиатом в учреждение «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Республиканский центр).
2. Республиканский центр в соответствии с настоящим Законом:
2.1. принимает документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи;
2.2. извещает соискателя лицензии, лицензиата о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях;
2.3. обеспечивает формирование ЕРЛ в части лицензируемого вида деятельности;
2.4. назначает экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;
2.5. проводит оценку соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 125 настоящего Закона.
3. Орган государственного пожарного надзора при осуществлении государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности в случае выявления нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований направляет информацию о выявленных нарушениях в Республиканский центр, который после получения такой информации направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям для принятия лицензирующим органом одного из решений, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 35 Закона о лицензировании.
СПРАВКА:
– положения остались прежними и имеют лишь косметические, на мой взгляд, правки.

Долицензионные требования

Долицензионными требованиями являются:
наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования, приборов (средств измерения) и инструментов, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по установленному Министерством по чрезвычайным ситуациям перечню;
наличие в штате трех и более работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), имеющих необходимую в соответствии с законодательством для осуществления лицензируемого вида деятельности квалификацию, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых эта работа не является работой по совместительству (на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющие лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения);
наличие согласованных с Министерством по чрезвычайным ситуациям локальных правовых актов, регламентирующих готовность профессиональных аварийно-спасательных служб к тушению пожаров, их оснащенность, организацию несения дежурств (только для создания и функционирования профессиональных аварийно-спасательных служб, осуществляющих тушение пожаров);
наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.
СПРАВКА:
– иметь помещение, соответствующее всем противопожарным нормам, для лицензирования теперь не требуется;
– оборудование, средства измерения и инструменты нужны теперь согласно перечню, утвержденному МЧС. Такой перечень утвержден постановлением МЧС № 75 от 09.12.2022г.
– в остальном принципиальных и существенных изменений нет.
ПРАКТИКА:
– во время экспертизы МЧС (выезда инспектора к Вам) их теперь не интересуют средства индивидуальной защиты: коврики, перчатки, галоши, заземления, защитные очки и прочее. По словам МЧС это задача органов по труду, контролирующих охрану труда, а для лицензирования теперь они проверяют только техническую часть наличия всего по утвержденному перечню. ВНИМАНИЕ! Это вовсе не означает, что СИЗы можно теперь не покупать. Они должны быть в соответствии с законодательством. Просто в рамках лицензирования МЧС такое не проверяет;
– во время экспертизы МЧС (выезда инспектора к Вам) их теперь не интересует поверка приборов и средств измерения, то есть показывать свидетельства о поверке и калибровке не является теперь обязательным. Хотя, согласно постановлению Совета Министров № 234 от 10.04.2023г., лицензиат обязан иметь документы о поверке и калибровке (пункт 6). Поэтому логично было бы это проверять, но, по словам, экспертов МЧС, это не их задача теперь и для предоставления лицензии они это не смотрят;
– исходя из норм постановления Совета Министров № 154 от 27.02.2023г. и регламента МЧС по постановлению МЧС № 18 от 04.04.2023г. теперь не нужно подавать для предоставления лицензии таблицу со сведениями о работниках и наличию приборов. Мы всегда подавали и без данных сведений еще не пробовали подавать. Скоро проверим это на практике. Выходит, что только заявление, пошлина и копии учредительных документов. Остальное, якобы, проверяется в рамках экспертизы (выезда эксперта/инспектора МЧС);
– теперь во время экспертизы МЧС не проверяется группа по электробезопасности. По полученной информации – это прерогатива органов по охране труда, а не МЧС, поэтому для предоставления лицензии эта информация ими не проверяется.

На самом деле всё очень интересно.

Дедюля Александр, +375 33 3 203 203

Лицензионные требования

Лицензионными требованиями являются:
соблюдение всех долицензионных требований;
осуществление лицензируемого вида деятельности работниками с необходимой в соответствии с законодательством квалификацией, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых эта работа не является работой по совместительству (на каждую работу и (или) услугу, составляющие лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения);
функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и обучения (повышения квалификации) работников;
соблюдение требований к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
СПРАВКА:
– новым лицензионным требованием является осуществление лицензируемого вида деятельности работниками с необходимой в соответствии с законодательством квалификацией, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых эта работа не является работой по совместительству (на каждую работу и (или) услугу, составляющие лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения);
– новым лицензионным требованием является соблюдение требований к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, определенных Советом Министров Республики Беларусь (требования предусмотрены постановлением Совета Министров № 234 от 10.04.2023г.).

Включение сведений в ЕРЛ

Дополнительно к общим сведениям в ЕРЛ включаются сведения о нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, соблюдение которых обеспечивает функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и обучения (повышения квалификации) работников лицензиата.
СПРАВКА:
– это новая норма.

лицензия мчс 2023 изменения

Оценка, экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям

1. До принятия решения об изменении, об отказе в изменении лицензии в случаях, предусмотренных частью первой пункта 2, пунктами 3 и 4, частью второй пункта 5 статьи 24 Закона о лицензировании, Республиканский центр проводит оценку соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям.
2. До принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии в части включения сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, Республиканский центр назначает экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.
3. Экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям может проводиться органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям.
СПРАВКА:
– для сосикателей лицензии в данных нормах нет ничего существенного, поэтому обобщенно отмечу, что нормы такие же, как и были в Указе 450 (то есть, утсановлена обязательность проведения экспертизы).

Грубые нарушения законодательства о лицензировании

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:
нарушение лицензионных требований, ставшее причиной чрезвычайной ситуации техногенного характера и (или) способствовавшее ее развитию;
применение средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, подлежащих обязательной оценке соответствия, без документов об оценке соответствия (с отмененными (прекращенными) документами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством), предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
необеспечение работоспособности систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной вентиляции, установок пожаротушения автоматических при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому обслуживанию соответствующих систем (установок) или их элементов.
СПРАВКА:
– нормы такие же, как были в Указе 450.

Дедюля Александр, +375 33 3 203 203

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДАВАТЬ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Напоминаю, что Закон о лицензировании не содержит перечня документов, которые подаются в лицензирующий орган.
Общий перечень документов и отдельный дополнительный для каждого лицензируемого вида деятельности определен постановлением Совета Министров № 154 от 27.02.2023г.

Для лицензии в области обеспечения пожарной безопасности предусмотрена подача следующих документов:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной указанным выше постановлением;

2. легализованную выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством страны их учреждения либо нотариально засвидетельствованная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);

3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции);

4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

5. другие документы и (или) сведения, определенные указанным постановлением для конкретного лицензируемого вида деятельности с учетом долицензионных требований, установленных Законом о лицензировании.

Другие документы определены только для изменения/дополнения лицензии.
Для изменения лицензии в связи с реорганизацией лицензиата – юридического лица юридическое лицо, к которому перешла лицензия, представляет в лицензирующий орган:

– сведения о работниках (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), образование, специальность, должность служащего (профессия рабочего), разряд, стаж работы, информация об обучении (повышении квалификации), которыми осуществляется лицензируемый вид деятельности, по форме, определенной Министерством по чрезвычайным ситуациям (на каждую осуществляемую работу и (или) услугу, составляющую лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения);

– сведения об оборудовании, приборах (средствах измерения) и инструментах (наименование, информация о поверке, праве владения), которые применяются при выполнении работ и (или) оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по форме, определенной Министерством по чрезвычайным ситуациям;

– копию приказа руководителя об утверждении системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, разработанной в порядке, определенном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Почему это все нужно предоставлять для изменения лицензии в случае реорганизации, а при первоначальном предоставлении лицензии не нужно? Потому что при реорганизации (если не расширяются работы/услуги, если не появляются обособленные подразделения) проведение экспертизы не предусмотрено.

Создание share-ссылок для социальных сетей с помощью JavaScript
Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!