Закон о лицензировании 2023 Беларусь
Статья 1 – Общие положения, сравнительный анализ с Указом № 450.
Здравствуйте. На сайте начинаю размещение статей, посвященных принятию Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее по тексту – Закон 213-З). Поскольку информации для анализа много, то, первая статья будет касаться общих положений, то есть без затрагивания конкретных видов деятельности, а следующие статьи (или одна статья) будут касаться сравнительного анализа лицензионных требований и условий конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию.
Также отмечу, что в статьях буду рассматривать самые востребованные виды деятельности, то есть не целиком все, поскольку тогда статьи превратятся в многостраничные тома, которые никто не будет читать. Постараюсь «выбросить всю воду» юридического сленга и писать четко и по делу.
Давайте начнем.
1. Основные термины, используемые в Законе 213-З, и их определения
1.1. Если нарушение в области порядка осуществления определенного лицензируемого вида деятельности повлекло причинение вреда или создало возможность причинения вреда какому-либо субъекту хозяйствования, то такое нарушение порядка не будет считаться грубым нарушением законодательства о лицензировании (в сравнении с термином из Указа 450).
1.2. Исключается понятие особых лицензионных требований и условий. Но, зато появился термин «долицензионные требования» (статья 1 Закона 213-З). Долицензионные требования – совокупность установленных Законом 213-З требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии. Ранее напомню, были лицензионные требования для соискателя лицензии (кто хочет получить лицензию) и лицензионные требования для лицензиата (кто уже получил лицензию), теперь всё приведено в более логичный вид, наверное. Долицензионные требования – для соискателя лицензии, а лицензионные требования – для лицензиата. Однако, посмотрим далее, каким образом законодатель в таком разграничении обошел необходимость лицензиата соответствовать и после получения лицензии требованиям, предъявляемым для соискателя лицензии. И также тут отмечу, что теперь нет понятия «лицензионных условий».
1.3. В Закон 213-З перенесен термин «деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами)» – это деятельность, связанная с продукцией военного назначения, криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации.
1.4. Под лицензированием в Законе 213-З понимается – комплекс реализуемых государством мер, связанных с предоставлением лицензий, их изменением, приостановлением, возобновлением, прекращением, контролем за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований. Если сравнивать с Указом 450, то теперь не будет предусматриваться выдача дубликатов лицензий (об этом, скорее всего, напишу позже, по ходу анализа), а также не будет предусматриваться аннулирование лицензий, а только их прекращение.
1.5. Теперь четко в термине «лицензия» закреплено, что это именно право осуществления определенного вида деятельности, а не разрешение. Поэтому говорить, что лицензия – это специальное разрешение, с 1 января 2023 года будет неправильно.
1.6. Закреплено, что лицензирующими органами могут быть не только государственные органы, но и иные организации, уполномоченные осуществлять лицензирование (статья 1 Закона 213-З).
1.7. В сфере лицензирования под обособленным подразделением теперь понимается не филиал или иное именно обособленное подразделение, а абсолютно любое подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица (в том числе расположенное на территории населенного пункта, являющегося местом нахождения этого юридического лица). То есть, простым языком – если компания имеет местонахождение: Минск, Каменногорская, 45, офис 405, то подразделение этой компании, находящееся на соседней улице в Минске будет подпадать под понятие обособленного подразделения. Правда, главное условие, которое должно выполняться, это определение статуса такого подразделения законодательством, учредительными или иными организационно-распорядительными документами.
1.8. В Законе 213-З закреплен термин «экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям» – это определение соблюдения соискателем лицензии долицензионных требований, лицензиатом лицензионных требований с использованием специальных знаний в области науки, техники и иных сферах деятельности.
2. Глобальная ответственность за безлицензионную деятельность
Указ 450 прямо предусматривал, что осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии является незаконным и запрещается. Это напрямую вело к незаконной предпринимательской деятельности, конфискации дохода и прочим моментам. В Законе 213-З подобных положений я не нашел (возможно плохо искал, но не нашел). Исходя из норм административного кодекса Республики Беларусь, скорее всего, это ничего не меняет, но чисто теоретически может и найдет свое какое-то отражение в судебной практике. Если кто-то из Вас найдет в Законе 213-З положения, которые прямо запрещают деятельность без лицензии и признают такую деятельность незаконной, прошу сообщить мне любым доступным способом.
3. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию
Закон 213-З в своем перечне содержит только наименование лицензируемого вида деятельности без разбивки на составляющие вид деятельности работы (услуги) в отличие от перечня в Указе 450. Теперь составляющие вид деятельности работы (услуги) будут расписываться в каждой отдельной главе, посвященной лицензированию конкретного вида деятельности.
Сам перечень не претерпел существенных изменений.
Отмечу следующее.
Появилось лицензирование деятельности в области железнодорожного транспорта общего пользования. В общий перечень лицензирования вернулась деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Риэлтерская деятельность выведена из юридических услуг в отдельную главу.
4. Уведомления лицензирующего органа
С учетом того, как изложена в Законе 213-З норма об уведомлениях лицензирующего органа о принятых решениях в области лицензирования теперь нужно уведомлять только в двух вариантах: либо почтой, но при этом отправлять лицензирующий орган обязан уведомление и по известному почтовому адресу и по адресу местонахождения, указанному в ЕГР, то есть, и туда, и туда. Либо в виде электронного документа, но только через единый портал электронных услуг, а не на известный адрес электронной почты лицензиата (соискателя лицензии).
Немного конкретизированы положения об условиях направления уведомлений и случаев, когда они считаются полученными лицензиатами (соискателями лицензии):
Уведомление о принятом решении по вопросам лицензирования считается полученным соискателем лицензии, лицензиатом по истечении трех рабочих дней со дня направления этого уведомления, а также если:
– адресат отказался от получения уведомления и такой отказ документально зафиксирован;
– адресат не явился за получением уведомления, направленного ему посредством почтовой связи в установленном порядке, о чем имеется сообщение организации почтовой связи;
– уведомление, направленное соискателю лицензии, лицензиату по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу, адресу места нахождения посредством почтовой связи, не вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение организации почтовой связи.
5. Лицензиаты
Для того, чтобы получить лицензию иностранной организации, теперь не требуется открытие представительства на территории Республики Беларусь (пункт 3 статьи 18 Закона 213-З). Лицензию имеют право получить также индивидуальные предприниматели, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, зарегистрированные в иностранном государстве – члене Евразийского экономического союза (но только на деятельность в области железнодорожного транспорта общего пользования).
6. Подача заявления о предоставлении лицензии,
рассмотрение заявления и документов, сроки, изменение лицензии
Общие положения о подаче заявления в лицензирующий орган, рассмотрении заявления и приложенных документов, принятие соответствующих решений, сроки рассмотрения теперь разбиты на несколько отдельных статей.
Из интересного можно отметить следующее:
– в пункте 1 статьи 20 Закона 213-З закреплена возможность подачи заявления о предоставлении лицензии и приложенных к нему документов в электронной форме через единый портал электронных услуг. Это осуществляется после получения к нему доступа с использованием: а) уникального идентификатора соискателя лицензии (кроме случаев, когда соискателем лицензии является юридическое лицо). Порядок получения уникального идентификатора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь; б) личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Однако, далее пункт 2 статьи 20 Закона 213-З предусматривает подачу в электронной форме только самого заявления и прилагаемых документов не касается. Поэтому остается пока неясным, можно ли все прилагаемые документы отсканировать и также подать в электронной форме через электронный портал вместе с заявлением.
И опять же, многие требования о лицензировании, предусматривают передачу оригиналов документов, соответственно отменяется их возможность подачи в электронной форме.
– срок рассмотрения теперь составляет 15 рабочих дней по умолчанию, как и было. Но, есть второй срок – не более 25 рабочих дней при необходимости проведения оценки/экспертизы и/или проведения квалификационного экзамена. По сути, конечно, такой срок и раньше был. Просто раньше он реализовывался через право лицензирующего органа продлить общий срок рассмотрения до 10 рабочих дней и получалось те же 25; такие же сроки установлены для рассмотрения заявления и документов о внесении изменений в лицензию;
– важно! Поскольку лицензия теперь официально именно «право», то лицензия (право) предоставляется, а не выдается, как было ранее. Заявление так и будет именоваться «о предоставлении лицензии», а не о выдаче;
– конкретизированы основания и порядок внесения изменений в лицензию.
7. А что с реорганизацией
Четко и подробно сформулированы нормы о последствиях для лицензиата в случае его реорганизации и передачи права (лицензии) другому юридическому лицу. Теперь, кстати, переход лицензии (права) можно и обязательно нужно предусматривать в передаточном акте (разделительном балансе).
Нормы о реорганизации (статья 24 Закона 213-З):
При реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу.
При реорганизации лицензиата – юридического лица в форме выделения одного или более юридических лиц осуществлять деятельность на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе реорганизованное юридическое лицо либо одно из созданных юридических лиц при условии его соответствия лицензионным требованиям. Такой переход лицензии должен быть предусмотрен разделительным балансом.
Не требуется уведомления реорганизованным юридическим лицом лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в связи с переходом лицензии созданному юридическому лицу.
При реорганизации лицензиата – юридического лица в форме разделения осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе одно из созданных юридических лиц при условии его соответствия лицензионным требованиям. Такой переход лицензии должен быть предусмотрен разделительным балансом.
При реорганизации лицензиата – юридического лица в форме слияния осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе созданное юридическое лицо при условии его соответствия лицензионным требованиям.
В случае присоединения лицензиата – юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующего лицензируемого вида деятельности на основании ранее предоставленной лицензии.
В случае присоединения лицензиата – юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при условии его соответствия лицензионным требованиям вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной присоединенному юридическому лицу.
При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованное юридическое лицо, созданное юридическое лицо, к которым не перешла лицензия реорганизованного юридического лица, обращаются за получением лицензии в порядке, установленном статьей 20 Закона 213-З.
В случае обращения за изменением лицензии при необходимости изменения сведений, указанных в ЕРЛ, в связи с реорганизацией лицензиата – юридического лица реорганизованное юридическое лицо, созданное юридическое лицо, к которым перешла лицензия реорганизованного юридического лица, до принятия решения лицензирующим органом осуществляют лицензируемый вид деятельности на основании ранее предоставленной лицензии при условии соблюдения лицензионных требований.
В случае, если лицензиат либо юридическое лицо, к которому перешла лицензия, не обратились в срок, установленный пунктом 2 статьи 22 Закона 213-З, за изменением лицензии при необходимости изменения сведений, указанных в ЕРЛ, в связи с реорганизацией лицензиата – юридического лица, лицензия прекращается со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации лицензиата – юридического лица в форме разделения, выделения либо слияния, прекращения деятельности лицензиата – юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения.
8. Отдельная глава по ЕРЛ
Включение сведений в ЕРЛ
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии лицензирующим органом включаются в ЕРЛ следующие сведения:
-наименование лицензирующего органа;
-номер лицензии;
-сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, иностранной организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), регистрация по месту жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо учетный номер плательщика (если таковые имеются));
-дата и номер решения о предоставлении лицензии;
-наименование лицензируемого вида деятельности;
-работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, на осуществление которых предоставлена лицензия, если они определены Законом 213-З;
-наименования и места нахождения обособленных подразделений с указанием работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, если они определены Законом 213-З (сведения включаются по каждому обособленному подразделению);
-территория, на которой лицензиат будет осуществлять лицензируемый вид деятельности, торговые и иные объекты, помещения, транспортные средства, в которых (с использованием которых) будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, если Законом 213-З предусмотрено их указание в ЕРЛ;
-иные сведения, предусмотренные Законом 213-З для конкретного лицензируемого вида деятельности.
Доступ к сведениям в ЕРЛ
Информация, в том числе персональные данные, содержащаяся в ЕРЛ, является общедоступной, за исключением сведений о физических лицах, имеющих лицензии на право коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов, а также иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами.
Лицензирующим органом по заявлению лицензиата может быть выдано подтверждение предоставления лицензии на бумажном носителе по форме и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
Доступ к сведениям в ЕРЛ обеспечивается круглосуточно через сеть Интернет без взимания платы.
При доступе к сведениям в ЕРЛ посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы не взимается плата с:
-лицензирующих органов, их структурных подразделений, территориальных органов, подчиненных организаций, организаций, входящих в состав (систему) лицензирующего органа, на которые возложены отдельные полномочия лицензирующего органа в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона 213-З, за включение и получение сведений;
-иных контролирующих (надзорных) органов (далее – контролирующие (надзорные) органы), правоохранительных органов и иных лиц, обращающихся к ЕРЛ за получением необходимой им информации, за ее получение.
9. Квалификационный экзамен
Как уже ранее было указано в этой статье, Законом 213-З введено понятие квалификационного экзамена (статья 33). Квалификационный экзамен предусмотрен не для всех лицензируемых видов деятельности.
Квалификационный экзамен проводится для подтверждения знаний руководителя, руководителя обособленного подразделения или иного работника соискателя лицензии – юридического лица, лицензиата, соискателя лицензии – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по соответствующему лицензируемому виду деятельности.
Для проведения квалификационного экзамена лицензирующим органом создается квалификационная комиссия.
Порядок проведения и программа квалификационного экзамена устанавливаются лицензирующим органом.
10. Хранение лицензии
В Законе 213-З отсутствует положения Указа 450 по вопросам хранения лицензии в лицензирующем органе. Это связано, скорее всего, с тем, что лицензия теперь предоставляется исключительно в электронной форме. Однако, документы ведь многие будут передаваться в орган на бумажных носителях и соответственно предусмотреть условия хранения таких документов, приложенных к заявлению, стоило бы.
11. Копии лицензии, ознакомление с законодательством
Закон 213-З не содержит следующих положений из Указа 450:
– при выдаче лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии (это логично, поскольку лицензия будет предоставляться в электронном виде, бланка лицензии не будет);
– в обособленных подразделениях юридического лица, на торговых и иных объектах (в местах), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии (также логично из-за отсутствия бланка лицензии).
12. Форма лицензии
Закон 213-З не содержит положения Указа 450 о форме лицензии, по которой она выдается. Вообще положений на эту тему в Законе нет.
При этом статья 27 Закона 213-З устанавливает, что лицензиат может потребовать бумажного подтверждения предоставления ему лицензии по форме и в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь. Соответственно, ожидаем подобного нормативного документа.
13. Перечень документов
Указ 450 содержал конкретику касательно тех документов, которые нужно приложить к заявлению. Содержался запрет на истребование иных документов. Закон 213-З в этом смысле максимально неурегулированный. Никаких запретов для лицензирующего органа не установлено. Закреплено, что перечень требуемых документов определяется самим лицензирующим органом. Соответственно, лицензирующий орган может требовать все, что угодно и отказывать потом по любым сомнительным основаниям.