Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
изменения в закон о внешней трудовой миграции 2023

Шаг за шагом: детальный обзор изменений в законе о внешней трудовой миграции в Беларуси с 1 июля 2023 года

 

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2022 года № 233-З внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». Изменений много, от мелких до существенных.

В этой статье в табличной сравнительной и пояснительной форме мы постараемся рассказать вам про все или про самые существенные, на наш взгляд, изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее по тексту – Закон ВТМ).

Основная часть всех изменений и дополнений вступает в силу с 1 июля 2023 года.

изменения в закон о внешней трудовой миграции 2023
изменения в закон о внешней трудовой миграции 2023
Было (до 01.07.2023)Стало (после 01.07.2023)
1.Закон ВТМ распространял свое действие на трудоустройство и осуществление в иностранном государстве трудовой деятельности только по трудовым договорам.1.С 1 июля 2023 года под внешней трудовой миграцией будет пониматься также трудоустройство и осуществление за границей трудовой деятельности на основании гражданско-правовых договоров.
Пояснение: в Европе часто распространено осуществление трудовой деятельности не только на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правового договора (не путать с договором подряда на выполнение конкретного объема работ или договором на оказание услуг). В обоих случаях человек является штатным работником. Отличие в том, что при осуществлении трудовой деятельности на основании гражданско-правового договора работник лишается определенных социальных гарантий, льгот и прочих моментов.
Таким образом, Закон ВТМ совершенствуется и добавляется новыми нормами, которые будут синхронизироваться в какой-то мере с международным законодательством в сфере трудоустройства.
2.Размер минимальной заработной платы для иностранца, привлекаемого в качестве высококвалифицированного работника, составляет 15-кратный размер месячной минимальной заработной платы, установленной в Беларуси.2.С 1 июля 2023 года такой минимальный месячный размер заработной платы для высококвалифицированного работника составляет не менее 5-кратного размера. Уменьшение в 3 раза и это очень существенно.
3.Договор о трудоустройстве заключается между иностранным работодателем и компанией или индивидуальным предпринимателем Беларуси, которые имеют лицензию. Это противоречило нормам о лицензировании из Указа 450 (который уже не действует), согласно которым для получения лицензии нужно было представить нотариально заверенную копию договора о трудоустройстве. Но и даже сейчас (апрель 2023) нормы противоречат Закону о лицензировании и постановлению Совета Министров Беларуси о том, что для получения лицензии на трудоустройство за пределами Беларуси, нужно подавать подписанный оригинальный экземпляр договора о трудоустройстве.3.Противоречия исключены. Договор о трудоустройстве теперь может заключаться также белорусской компанией и ИП, которые только намереваются получить лицензию.
4.Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.4.Такой термин из Закона ВТМ исключен. Если мы правильно проанализировали законодательство, то это связано с исключением данной процедуры. Теперь выдаются только специальные разрешения на каждого иностранца, а разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, не выдается.
5.Отсутствовал термин «третья сторона».5.Появился термин «третья сторона». Это иностранная организация либо физическое лицо, в том числе осуществляющее предпринимательскую деятельность, нанимающие трудящихся-эмигрантов для выполнения работ в интересах иной иностранной организации или физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность, которые не являются нанимателями.
6.Отсутсвовал термин «трудовая деятельность».6.Поскольку работать у иностранного нанимателя можно и по гражданско-правовому договору и это будет трудовая деятельность, законодатель решил уточнить дополнительно этот момент и ввел термин в Закон ВТМ «трудовая деятельность». Это работа, выполняемая трудящимся-иммигрантом в Республике Беларусь на основании трудового договора, а также работа, выполняемая трудящимся-эмигрантом на основании трудового договора, или осуществляемая им деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.
7.Иностранные работники представительств иностранных организаций обязаны получать специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью на общих основаниях.7.С 1 июля 2023 года глава 4 Закона ВТМ не будет распространяться также и на работников, командированных для работы в таких представительствах на срок, не превышающий двух месяцев. Ранее исключения касались только руководителя представительства иностранной организации.
8.Нормы по умолчанию.8.Закон ВТМ дополнен категориями иностранцев, на которых не будет распространяться глава 4 Закона ВТМ, касающаяся трудовой деятельности иностранцев в Республике Беларусь. Это:
- профессиональные спортсмены, выступающие за Республику Беларусь на международных спортивных соревнованиях, профессиональные тренеры, осуществляющие спортивную подготовку профессиональных спортсменов (команд спортсменов) и руководство их тренировочной и (или) соревновательной работой;
- участники студенческих отрядов;
- привлекаемые по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в перечень профессий рабочих (должностей служащих), по которым нет защиты национального рынка труда. Этот перечень определяется Министерством труда и социальной защиты;
- являющиеся сезонными работниками и трудоустраивающиеся по трудовым договорам в сельском хозяйстве на срок не более шести месяцев в календарном году;
- творческие работники, работники культуры, технические специалисты, приглашенные государственными организациями культуры Республики Беларусь для реализации культурных проектов.
9.Студенты, получающие образование или получившие образование9.Стоит отметить, что иностранцы, которые получают высшее образование и трудоустраиваются в Беларуси по получаемой специальности, могли не иметь специальное разрешение. Такая же льгота для студентов с высшим образованием, которые уже получили диплом и принимаются на работу в течение 1 года с момента окончания учебного заведения.
Теперь же указанный срок вообще исключен, а к студентам с высшим образованием добавились студенты, получающие/получившее профессионально-техническое и/или среднее специальное образование.
Только нюанс: те студенты, которые обучаются, должны трудоустраиваться не более чем на половину рабочего времени от установленной полной продолжительности рабочего времени, грубо говоря 0,5 ставки с 4 часами работы в день при пятидневной рабочей неделе, например.
10.Нормы по умолчанию.10.Уведомление от нанимателей.
Статья 2 Закона ВТМ теперь предусматривает норму, что наниматели Республики Беларусь, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцев, на которых не распространяется действие главы 4 Закона ВТМ, письменно уведомляют подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами, о:
заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем – в течение трех рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);
прекращении трудового договора с иностранцем – в течение трех рабочих дней с даты его прекращения.
11.Принципы внешней трудовой миграции – по умолчанию11.Из статьи 4 Закона ВТМ исключен важнейший принцип внешней трудовой миграции: «недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь».
Наверное, законодатель решил, что в Законе ВТМ и ином законодательстве достаточно норм, с помощью которых можно привлечь к ответственности нанимателей, которые подменяют трудовые отношения и в отдельном таком принципе нет более смысла.
Однако, мне думается, что этот принцип никому не мешал, он никак не влияет на те или иные административные процедуры, на их сроки и так далее. Если этот принцип удалили – значит по какому-то четкому основанию и четкой цели, о которой я, к сожалению, не могу знать.
12.Полномочия Департамента по гражданству и миграции, подразделений по гражданству и миграции – нормы по умолчанию.12.Анализ стать 8 Закона ВТМ позволяет сделать предварительный вывод о том, что теперь не будет:
- процедуры выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы;
- процедуры регистрации трудовых договоров, заключенных между белорусскими нанимателями и трудящимися-иммигрантами.
Это пока предварительное мое заключение без анализа смежных нормативных актов. Но, скорее всего, так и будет.
13. Статьи 15 и 16 по умолчаниюДанные статьи поменялись местами.
Теперь в статье 15 говорится про информирование о безопасном выезде за пределы Беларуси, а в статье 16 говорится о требованиях к ИП и юрлицам, осуществляющим деятельность по трудоустройству за пределами Беларуси.
14. Информирование физических лиц14. Теперь информирование о безопасном выезде за пределы Беларуси осуществляется обязательно в письменной форме, что раньше не регулировалось.
Кроме того, если в государстве трудоустройства нет дипломатических представительств и/или консульских учреждений Республики Беларусь, то необходимо предоставить информацию о соответствующих органах других государств, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов в государстве трудоустройства.
15. Обязанности ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по трудоустройству за пределами Беларуси15. В статью 16 Закона ВТМ перенесено лицензионное требование о необходимости возмещения трудящимся-эмигрантам платы за услуги, оказанные в соответствии с договорами о содействии в трудоустройстве, в случае досрочного расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров в связи с нарушением иностранным нанимателем законодательства или условий трудовых или гражданско-правовых договоров с трудящимися-эмигрантами.
То есть, вы можете полностью оказать услугу, подписать акт, получить деньги от гражданина и потом из-за действий иностранного нанимателя, в которых нет вашей вины, обязаны будете вернуть гражданину все деньги.
Такая себе норма, честно скажем, поскольку посредническая компания не может и не должна нести ответственность за третьих лиц.
16. Статья 17 требования к договору о трудоустройстве16. В статье 17 исключили противоречие, согласно которому самый первый договор о трудоустройстве, который еще только подавался для получения лицензии, уже должен по умолчанию содержать данные о номере лицензии, лицензирующему органе, дате и номере решения по лицензии.
Теперь же, такие данные в договорах о трудоустройстве должен указывать те ИП и компании, которые уже получили лицензии. То есть, в первом договоре о трудоустройстве, который подается для предоставления лицензии, эти данные не должны указываться.
17. Статья 19, требования к трудовому договору17. Требования к трудовому договору, статья 19.
17.1. Была привязка к территории Беларуси, чтобы требования Закона ВТМ распространялись на такой трудовой договор. На практике, правда, это не имело значения, поскольку трудовой договор, заключенный при содействии лицензиата, вне зависимости от территории заключения трудового договора, все равно должен был соответствовать требованиям Закона ВТМ.17.1. Теперь это противоречие исключили и привязки к территории Республики Беларусь нет.
17.2. Была возможность заключения трудового договора от имени иностранной организации самим лицензиатом.
17.2. С 1 июля 2023 года, если мы правильно поняли и проанализировали нормы Закона ВТМ (рекомендуем вам еще самостоятельно навести справки), нельзя будет заключать и подписывать трудовой/гражданско-правовой договор от имени иностранного нанимателя самим лицензиатом. Подписывать его будет только сам иностранный наниматель без посредников.
17.3. Обязательно нужно указывать сроки выплаты заработной платы.
17.4. Статья 19 Закона ВТМ дополнена нормой о том, что соблюдение указанных в этой статье требований к трудовому договору является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к трудовому договору иностранного законодательства.
18. Отсутствовали требования гражданско-правовому договору между иностранным нанимателем и трудящимся-эмигрантом.18. Новая редакция Закона ВТМ в статье 20 излагает соответствующие требования:
В гражданско-правовом договоре, заключаемом между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем при содействии юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, должны быть указаны:
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) трудящегося-эмигранта;
наименование иностранной организации или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность, являющихся иностранными нанимателями;
предмет договора;
условия, позволяющие определить конкретный вид работы (услуги);
начальный и конечный сроки выполнения работы (оказания услуги);
условия переезда в государство трудоустройства, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-эмигранта;
порядок расчетов;
обязательства сторон в части обеспечения безопасных условий выполнения работы (оказания услуги), а также ответственности за ее невыполнение (неоказание);
порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью трудящегося-эмигранта в процессе выполнения работы (оказания услуги);
основания для досрочного расторжения договора, а также срок и порядок предупреждения сторон договора о намерении досрочно его расторгнуть;
ответственность за просрочку выплаты вознаграждения за выполнение работы (оказание услуги).
Гражданско-правовой договор заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости – на ином языке (языках) по соглашению между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем.
Соблюдение указанных в этой статье требований к гражданско-правовому договору является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к гражданско-правовому договору иностранного законодательства.
19. Отсутствовала статья о нюансах трудоустройства несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов.19. Этому теперь посвящена отдельная статья 21 Закона ВТМ.
Трудоустройство за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию, на основании:
договоров о трудоустройстве, содержащих положения о взаимных обязательствах сторон о возвращении в Республику Беларусь после окончания срока действия трудовых или гражданско-правовых договоров несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов и соответствующих требованиям, установленным статьей 17 Закона ВТМ;
договоров о содействии в трудоустройстве, соответствующих требованиям, установленным статьей 18 Закона ВТМ;
трудовых или гражданско-правовых договоров, соответствующих требованиям, установленным статьями 19 и 20 Закона ВТМ, а также настоящей статьей. При трудоустройстве несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов в возрасте до четырнадцати лет (малолетних) на основании гражданско-правовых договоров такие договоры заключаются от имени малолетних трудящихся-эмигрантов их родителями (иными законными представителями);
письменного согласия одного из родителей (иного законного представителя) на заключение трудового договора с несовершеннолетним трудящимся-эмигрантом в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет либо письменного согласия родителей (иных законных представителей) на заключение гражданско-правового договора с несовершеннолетним трудящимся-эмигрантом в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Трудоустройство за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов до получения ими общего среднего образования допускается только при создании условий для получения общего среднего образования в Республике Беларусь или за ее пределами.
Подразделения по гражданству и миграции регистрируют трудовые или гражданско-правовые договоры, заключенные между являющимися обучающимися несовершеннолетними трудящимися-эмигрантами, в том числе гражданско-правовые договоры, заключенные от имени малолетних трудящихся-эмигрантов их родителями (иными законными представителями), и иностранными нанимателями, при наличии договора об обучении несовершеннолетнего трудящегося-эмигранта в период нахождения за пределами Республики Беларусь между учреждением образования иностранного государства и родителем (иным законным представителем) несовершеннолетнего трудящегося-эмигранта либо иного документа, подтверждающего факт организации обучения в Республике Беларусь или за ее пределами.
В отношении несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов, находящихся за пределами Республики Беларусь без родителей (иных законных представителей), осуществляются контроль за условиями их пребывания в государстве трудоустройства, а также защита их прав, свобод и законных интересов. Перечень мер по контролю за условиями пребывания и защите прав, свобод и законных интересов указанных несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов, а также порядок реализации таких мер определяются Министерством внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел.
При наступлении обстоятельств, препятствующих исполнению несовершеннолетним трудящимся-эмигрантом трудового или гражданско-правового договора, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, обеспечивают его возвращение в Республику Беларусь.
20. Трудоустройство по студенческим программам.20. Статья 22 Закона ВТМ предусматривает, что трудовой договор при трудоустройстве по студенческим программам, должен заключаться на срок не более 3 (трех) месяцев.
21. В случае аннулирования специального разрешения трудовой договор с иностранным гражданином автоматически прекращался (последний абзац статьи 23 Закона ВТМ в прежней редакции).21. С 1 июля 2023 года Закон ВТМ такой нормы не содержит.
22. Для привлечения иностранной рабочей силы наниматели должны были получать разрешение.22. С 1 июля 2023 года Закон ВТМ не содержит норм о разрешении на привлечение иностранной рабочей силы. Значит, и процедуры такой, не будет. Если только иное не будет предусмотрено в каком-то другом нормативном акте.
23. В статье 29 Закона ВТМ было указано, что иностранному работнику, который привлекается для работы в качестве руководителя, не требуется получение заключения органа по труду для специального разрешения, если он участвовал в создании организации, то есть был изначально учредителем той компании, в которую привлекается в качестве руководителя.23. Теперь эти вопросы регулируются статьей 28 Закона ВТМ и, к сожалению, в отношении привлечения иностранца в свою же компанию на должность руководителя, добавлены существенные ограничения, чтобы не иметь необходимости получать заключение органа по труду и, соответственно, размещать вакансию на 15 рабочих дней в управлении занятости населения, а именно:
- такой иностранец должен был изначально участвовать в создании компании (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), а также: обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, что должно подтверждаться документами об образовании и стажем работы по профессии рабочего (должности служащего) не менее двух лет, а также размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы должен превышать пятикратный размер месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
Таким образом, теперь мало кто сможет заявиться для получения специального разрешения на должность руководителя.
Виноваты в этом ужесточении «горе-помощники», которые за деньги помогают в Беларуси решать вопросы иностранцам по трудоустройству. И тема с учреждением компании и работой в качестве руководителя была одной из схем успешного закрепления иностранца в Беларуси. При этом в большинстве случаев такие компании даже не вели реальную деятельность, то есть были фиктивными.
Как говорится, получите и распишитесь.
В отношении самой нормы стоит только отметить пару косяков:
1) норма гласит о необходимости иметь необходимую квалификацию для занятия должности руководителя организации, но при этом тут же указано, что стаж по профессии рабочего для этого подходит. В чем логика неясно.
2) Трудовой договор заключается уже после получения специального разрешения, поэтому на стадии выдачи специального разрешения невозможно увидеть, какой размер заработной платы указан в трудовом договоре. Поэтому нужно было вместо трудового договора указать «заявление о выдаче специального разрешения и потом в трудовом договоре», поскольку как раз в заявлении о выдаче специального разрешения имеются графы, в которых нужно указать размер будущей заработной платы.
24. В отношении высококвалифицированных работников, по большому счету, процедура получения специального разрешения была схожа максимально с обычным порядком.24. Теперь же, если та должность служащего (профессия рабочего) по которой трудоустраивается иностранный гражданин, не включена в перечень должностей (профессий), по которым государством осуществляется защита национального рынка труда, тогда специальное разрешение на такого иностранца можно будет получать тоже без заключения органа по труду и, соответственно, без размещения вакансии.
25. По специальному разрешению25. Статья 28 Закона ВТМ в новой редакции дополнена новой нормой: Выполнение трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении, требует получения отдельного специального разрешения.
Это так и было, но законодатель решил застолбить эту норму для исключения каких-либо рассуждений и споров.
26. Отказ в выдаче специального разрешения (была статья 30 Закона ВТМ)26. Теперь это статья 29 Закона ВТМ.
Исключено основание отказа в выдаче специального разрешения, если иностранный гражданин является (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении.
Считаю это важным исключением, поскольку для меня такая норма всегда считалась дискриминационной.
27. Продление срока действия специального разрешения27. Продление срока действия специального разрешения выведено в отдельную статью 30 Закона ВТМ. Продлить его также можно однократно, как и было.
Закреплено, что в продлении может быть отказано также в случае неуплаты нанимателем Республики Беларусь обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности.
P.S. Наниматель виноват, а страдать будет работник.
28. Аннулирование специального разрешения28. Появились новые основания для аннулирования специального разрешения:
- выявление факта неосуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в течение шести месяцев, в том числе по заявленному месту работы;
- незаключение трудового договора в течение шести месяцев после получения специального разрешения;
- неуплата нанимателем Республики Беларусь обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной;
- утрата, хищение бланка специального разрешения;
- истечение срока действия специального разрешения;
- включение профессии рабочего (должности служащего), на которую был привлечен трудящийся-иммигрант, трудовой договор с которым не прекращен, в перечень лиц, въезд и трудовая деятельность которых в Беларуси не желательна.
29. Трудовой договор с трудящимся-иммигрантом29. Теперь в Законе ВТМ четко закреплено, что с трудящимся-иммигрантом может заключаться только срочный трудовой договор, но за исключением контракта. Контракт заключать запрещено.
На практике это уже давно действует, но вот эту норму перенесли в Закон ВТМ.
И еще важный момент: трудовой договор должен содержать условия о размере заработной платы, которая будет не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.
30. Обязанности нанимателей Республики Беларусь30. Статья 35 Закона ВТМ имеет ряд очень интересных изменений.
1. Если мы правильно поняли, то нанимателям с 1 июля 2023 года не нужно будет регистрировать трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами (нужно будет дополнительно потом уточнить в УГиМ).
2. Необходимо будет (вместо регистрации, как мы поняли) уведомлять подразделение по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора. Порядок и форма уведомления устанавливаются Министерством внутренних дел.
3. В случае утраты либо хищения бланка специального разрешения наниматель Республики Беларусь обязан сообщить об этом в подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства).

Оказываем помощь в получении лицензии на деятельность

по трудоустройству за пределами Республики Беларусь.

+375 29 361 64 62

+375 33 320 32 03

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!