В этой статье поделимся практической ситуацией, которая ярко иллюстрирует работу бюрократического аппарата в республике, а также покажет необходимость сохранять экземпляр уведомления об изменении адреса местонахождения организации (юридического адреса) со штампом регистрирующего органа.
Ситуация
Обратился клиент, у которого две зарегистрированные компании в Минске. Задача – оформление купли-продажи долей в уставных фондах данных компаний.
Юридические лица зарегистрированы в 2008 году. Местонахождение (юридический адрес) у них одинаковое, только у одной компании кабинет № 1, а другой – кабинет № 2. В 2013 году обе компании изменили юридический адрес на адрес: Минск, Грушевская, 40, помещение № 5Н, цокольный этаж кап. строения с инв. № 500/D-502916. Только у одной компании кабинет № 1, у другой – кабинет № 2. Как видите, адрес длинный, и включает в себя ссылку на инвентарный номер капитального строения.
Для изменения адреса были в 2013 году подготовлены соответствующие уведомления, предусмотренные пунктом 22 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (далее – Положение о регистрации и ликвидации) и по форме, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 г. № 8.
При этом, компании решили перестраховаться и не направлять уведомления почтой, как это предусмотрено Положением о регистрации и ликвидации, а поехать и передать уведомления лично, получив на втором экземпляре уведомлений оригинальные отметки исполкома о получении уведомлений.
Компании спокойно работали до 2020 года.
В 2020 году для оформления сделки купли-продажи долей в уставном фонде нотариус (уставом было предусмотрено нотариальное удостоверение сделок) запросил у компаний выписки из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выписки учредители компаний взяли с собой непосредственно к нотариусу в день оформления сделок.
И все было бы хорошо, но когда нотариус дошел до графы местонахождения компаний в выписках, обнаружилось, что в инвентарном номере № 500/D-502916 в ЕГР вместо последней цифры «6» указана маленькая буква «б».
Нотариус отказался удостоверять сделки, поскольку в наших документах была цифра «6», а в выписках – буква. Мы предъявили оригинальные уведомления и показали, что в уведомлениях указана цифра, а не буква. Ну, и кроме того, в инвентарных номерах могут быть только цифры, за исключением буквенного обозначения помещения, например «С» или «D». На лицо факт ошибки специалистов исполкома, которые в 2013 году неправильно внесли данные по юридическим адресам.
Помощь нотариуса
Поскольку мы долго организовывали оформление сделки у нотариуса из-за его загруженности, а также в связи со спешкой самих учредителей, нотариус вызвался нам помочь и самостоятельно прямо из своего кабинета начал звонить в исполком на проспекте Пушкина, 42 (управление регистрации и лицензирования), чтобы сразу решить вопрос с внесением изменений в ЕГР.
Нотариус потратил минут 15 на то, чтобы попасть на того человека, который может обсудить этот вопрос и сказать, что делать (специалисты перенаправляли на разные номера телефонов). В итоге нужному специалисту нотариус описал всю ситуацию, рассказал, что прямо перед глазами видит уведомления об изменении адресов 2013 года с оригинальными отметками исполкома, в которых указана цифра «6», а не маленькая буква «б». Указывая на ошибку исполкома нотариус пыталась заставить исполком быстро внести изменения в ЕГР, говорила, что прямо сейчас учредители могут приехать и передать эти уведомления.
Однако, после долгого и муторного разговора специалист исполкома в итоге ответил, что так этот вопрос не решается. Нельзя просто так внести изменения в ЕГР. Нотариус спросил, так а что же делать людям и куда идти, на что получил ответ: «пусть идут куда хотят, при чем тут они, нужно спрашивать с тех, кто работал в 2013 году». Это вызвало у нас некоторый шок, и когда нотариус стал общаться более жестко, специалист исполкома пообещал, что запросит дела местном районном исполкоме, в котором ранее были юридические адреса компаний, поскольку дела остались в районном исполкоме. Нам пообещали, что придут дела, там посмотрят на уведомления и если действительно там цифра, а не буква, тогда внесут быстро изменения в ЕГР. А в самом управлении ЕГР нам пообещали, если будет установлен факт ошибочного внесения сведений в ЕГР, тогда нам просто выдадут новые выписки на компании, но абсолютно бесплатно.
Нотариус передал нам все контактные номера телефонов, и нужно было перезвонить специалисту через 3 дня.
Бюрократия
Перезвонили через 3 дня, нам ответили, что пока еще дела не пришли. Сказали перезвонить еще через 3 дня. Так было несколько раз, потому что дела так и не приходили. Потом нас попросили оставить номер телефона, чтобы мы им не звонили, а они сами позвонят, когда будет информация. В итоге, через 3 недели. Еще раз! Через 3 недели нам позвонил специалист исполкома и сказал, что дела пришли, но там нет уведомлений, и они ничем не могут нам помочь.
Мы были просто в шоке из-за того, что мелочный вопрос, да еще и из-за ошибки самого исполкома, настолько долго препятствует оформлению сделки по продаже долей в компаниях.
В итоге в ходе долгого разговора по поиску каких-то решений специалист исполкома спрашивает, внимание: «А может у Вас сохранились копии уведомлений? Тогда мы посмотрим и внесем исправления.». Тут мы еще больше оказались в шоке, поскольку в самом начале и нотариус и потом мы в ходе телефонных разговоров сразу это и предлагали сделать.
Мы не стали ругаться, поскольку появилась надежда все-таки решить проблему. Сказали, да, конечно они есть. «Так что же Вы сразу не сказали об этом», эмоционально и поучительно ответил специалист исполкома. «Мы бы уже давно внесли изменения».
В итоге мы поехали в исполком. Передали уведомления. Начальник управления регистрации и лицензирования признал, что виноват исполком и в ЕГР были внесены изменения.
dedyulia.lawyer
ЕГР еще тот
На следующий день мы связались со специалистом ЕГР, который обещал выдать новые выписки бесплатно, если исполком признает ошибку. Однако, мы ведь знаем, что не всё так просто.
Специалист нам ответил, что такого разговора с нотариусом и такого обещания не помнит. Бесплатные выписки выдать не могут. Максимум, на что согласились, так это заменить листы в тех выписках, которые выдавались и заново перепрошить выписки и подписать тем начальником, который их ранее выдавал. Мы согласились на это, но опять не повезло. Тот начальник ЕГР, который может подписать выписки с замененными листами на больничном и будет только через неделю. Клиент был уже не то, что в шоке, а начинал не стесняться в выражениях.
Сразу только отмечу, предупреждая «умные» комментарии. Нотариусу нужны были только бумажные и прошитые выписки ЕГР. Из-за пандемии и отсутствия личного приема в ЕГР, получить выписки можно было только почтой и их первоначальное получение заняло около 1,5 недель, поэтому лучшим вариантом было дождаться выхода начальника с больничного.
Итого
Дождались выхода начальника, заменили листы в выписках, оформили сделку у нотариуса.
В итоге история получилась примерно на 1,5 месяца.
И это еще благодаря наличию оригинальных экземпляров уведомлений.
Поэтому настоятельно рекомендуем не отправлять уведомления об измени адреса просто почтой, отвозите лично в исполком и забирайте экземпляр со штампом исполкома. Без такого уведомления решить проблему не получилось бы.
Для «умных»
Некоторые скажут, что в такой ситуации было бы проще подать новые уведомления об изменении адреса с указанием цифры «6». Быстро и без проблем.
Но это неверный путь. Направление таких новых уведомлений означало бы признание компаниями факта, что с 2013 года по момент подачи новых уведомлений адрес у компаний был с буквой «б». А это автоматически ставило под сомнение достоверность сведений при получении тогда компаниями лицензий, сертификатов и свидетельств, в которых компании указывали цифру «6».
На этом всё.
Спасибо за внимание!