Продолжаем освещать изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь, вступившие в силу 19 ноября 2024 года.
Это вторая статья, которая будет касаться Главы “Юридические лица”. Ссылки на другие статьи с тематическим обзором изменений в Гражданский кодекс будут указаны в конце статьи.
Статьи 44. Понятие юридического лица
Пункт 2 статьи 44 ГК теперь уточняет, что садоводческие товарищества и товарищества собственников являются юридическими лицами, в отношении которых участники имеют обязательственные права.
Удалено предложение, что участники юридических лиц, в отношении которых участники имеют обязательственные права, могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
От автора: Зачем удалена эта норма сказать сложно. Ведь это совсем не означает, что теперь такие участники теряют такое право. Например, абзац 7 статьи 13 Закона “О хозяйственных обществах” содержит норму: “Участники хозяйственных обществ имеют обязательственные права в отношении этих обществ, а также могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали хозяйственным обществам в пользование в качестве вкладов в уставные фонды”. Поскольку предложение абсолютно идентичное, могу предположить, что далее Закон “О хозяйственных обществах” будет приведет в соответствие с нормами ГК, норма статьи 13 будет исключена. Это будет означать, наверное, что либо в пользование нельзя будет передавать имущество, либо вещные права каким-то образом не будут сохраняться. Либо вообще из ГК эта норма удалена для того, чтобы оставить регулирование данного вопроса иными актами законодательства. Посмотрим.
Статья 45. Правоспособность юридического лица
Раньше данная статья содержала норму, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) и прекращается при прекращении действия, аннулировании (отзыве) этого специального разрешения (лицензии) в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Законодатель подумал, понял, что законодательство в области лицензирования часто меняется, в том числе может меняться момент начала права осуществлять лицензируемый вид деятельности и просто в ГК сделали общую отсылку на законодательные акты в области лицензирования.
Статья 48. Учредительный документ юридического лица
Введены типовые уставы.
Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, акционерных обществ, политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), фондов, республиканских государственно-общественных объединений, третейских судов, международных арбитражных (третейских) судов, коллегий адвокатов, могут действовать на основании типового устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, утвержденного Правительством Республики Беларусь. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного Правительством Республики Беларусь, указываются в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Такой устав не содержит:
– сведений о наименовании юридического лица,
– месте нахождения и размере уставного фонда юридического лица,
– собственнике имущества (учредителях, участниках),
– размере долей участников,
– размере и составе вкладов участников,
– пределах субсидиарной ответственности участников общества с дополнительной ответственностью,
– размере и составе паевых взносов членов производственного и потребительского кооператива,
– размере и условиях субсидиарной ответственности членов производственного кооператива по долгам кооператива,
– представительствах и филиалах,
– размере и порядке несения субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза).
Статья 48 ГК предусматривает, если в соответствии с законодательством такие сведения должны содержаться в уставе юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, то в отношении этого юридического лица, действующего на основании типового устава, они указываются в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
От автора: большинство из указанных сведений содержаться в заявлении о государственной регистрации коммерческой организации и листах А/Б, например. А откуда специалист регистрирующего органа будет брать информацию о пределах субсидиарной ответственности участников общества с дополнительной ответственностью? А о представительствах и филиалах? А о размере и порядке несения субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза)?
Заявление о государственной регистрации юридического лица такой информации не содержит. Лист В с данными о представительствах и филиалах заполняется только при внесении изменений в устав. Декрет № 1 со списком информации и документов для государственной регистрации не изменили, что-то специальное в формах заявлений не предусмотрели. Выходит, что это будет указываться со слов, точно также, как и со слов будет вноситься запись в ЕГР о том, что юридическое лицо при регистрации использует типовой устав.
Еще смешной момент: специальной формы заявления при использовании типового устава не предусмотрели (на 22.11.2024). В действующей форме заявления о государственной регистрации коммерческой организации указано: заявитель подтверждает, что представленный устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) соответствует определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы. Так если используется типовой устав, почему заявитель должен подтверждать соответствие устава требованиям законодательства?
Лично на мой субъективный взгляд, законодатель плохо поработал с моментом использования типового устава при регистрации юридического лица. Норма в ГК введена, но в остальном, специальных практических положений не предусмотрено.
На сайте регистрирующего органа (например в Минске) специальной информации по использованию типовых уставов не размещено. Как и не нашел информацию о том, что типовой устав используется только при регистрации в электронном виде.
В постановление о государственной регистрации юридического лица в электронном виде тоже по состоянию на момент написания этой статьи изменения не внесены.
И самое интересное, что само постановление с типовыми уставами по состоянию на 22 ноября невозможно найти. Его нигде нет в доступе.
Предполагаю все-таки, что в каком-то скором времени будет всё: и постановление, и изменения в формы заявлений, и возможно в Декрет 1 и постановление о регистрации в электронном виде.
Исключена норма о том, что в учредительных документах некоммерческих организаций, а также в предусмотренных законодательными актами случаях в учредительных документах коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Внесены соответствующие изменения в форму заявления о государственной регистрации некоммерческой организации (на 22.11.2024).
бизнес-юрист Дедюля Александр
Статья 50. Наименование и место нахождения юридического лица
В целом все положения остались прежними. Что-то добавлено из иных постановлений (например по вопросам согласования наименований юридических лиц), что-то видоизменено, переставлены слова.
Из нового важно отметить придание месту нахождения юридического лица, указанному в учредительном документе/ЕГР серьезного и неформального статуса. А именно, любые юридически значимые сообщения, направленные по такому адресу, будут считаться надлежащим образом полученными организацией. В судебной практике в основном своей массе так и работало, однако теперь имеются четкие нормы в ГК.
Вот: Юридически значимое сообщение, направленное по месту нахождения, указанному в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, считается доставленным юридическому лицу, даже если юридическое лицо не находится по указанному месту нахождения или по обстоятельствам, зависящим от него, не получило такое сообщение или не ознакомилось с его содержанием, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимого сообщения, направленного по месту нахождения юридического лица, указанному в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или неознакомления с содержанием такого сообщения.
Описание термина “юридически значимое сообщение” содержится в новой статье 166-1 ГК:
– это заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю при условии, что такое юридически значимое сообщение было создано и направлено (передано) уполномоченным лицом.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно направлено лицу (адресату) в виде почтового отправления или передано с помощью программных и технических средств, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было им получено или лицо (адресат) не ознакомилось с ним.
Эти правила ГК применяются, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Обратите внимание, что соглашением сторон можно изменить положения указанной статьи или не применять их вовсе.
zakonoved.by - твой важный ресурс
Статья 51-1. Представительства иностранных организаций и филиалы иностранных юридических лиц
Статья теперь содержит норму о филиале иностранного юридического лица. Предусмотрено, что иностранное юридическое лицо имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность посредством открытие филиала.
В отношении представительств нормы остались прежними.
Важно отметить, что теперь представительство иностранной организации либо филиал иностранного юридического лица считаются открытыми на территории Республики Беларусь с даты внесения записи об их открытии в реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством. А раньше представительство считалось открытым с момента получения разрешения на его открытие.
Обращу ваше внимание на то, что в отношении представительств используется фраза “иностранные организации”, куда включаются иностранные организации и иностранные юридические лица. А в отношении филиала используется только фраза “иностранное юридическое лицо”. Либо это просто забыли, что чуть выше под понятие иностранные организации подвели и иностранные юрлица и иностранные организации. Либо тут четкая и специальная направленность, задуманная законодателем.
От автора: в ГК указано, что порядок и условия открытия филиалов определяется Правительством. Но на данный момент, как и по аналогии с регистрационными вопросами при создании юрлиц, типовыми уставами, нет еще такого порядка. В положение 408 по открытию представительств также изменения еще не внесены. Что имеем: до 2014 года было одно положение по представительствам, которые могли заниматься предпринимательской деятельностью, все работало. А теперь нужно два положения либо дополнение положения по постановлению Совета Министров 408. Теперь больше текста и больше сложностей. Обновлено на 26.11.2024: постановлением Совета Министров от 16.11.2024г. № 846 внесены, все-таки, изменения и дополнения в постановление Совета Министров № 408 от 30.05.2018г., а именно Положение теперь касается не только открытия представительств, но и филиалов, и данное Положение изложено в новой редакции. Более подробно об этих изменениях расскажу в другой статье или видео.
Статья 56. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации
Данная статья претерпела существенные изменения.
Так, в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и регистрирующий орган с указанием формы реорганизации и иных сведений, установленных законодательными актами. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление в регистрирующий орган направляется юридическим лицом, принявшим последним решение о реорганизации, или иным юридическим лицом, участвующим в реорганизации и определенным решением о реорганизации.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не позднее следующего дня с даты внесения размещаются на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Процедура реорганизации юридического лица считается начатой с момента внесения соответствующих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено законодательными актами, а в случае вынесения судом решения о реорганизации юридического лица – со дня вступления данного решения в законную силу.
От автора: начинается процедура не с момента принятия решения, а с момента размещения сведений о реорганизации в ЕГР.
Кредитор реорганизуемого юридического лица по обязательствам, возникшим до начала процедуры реорганизации, вправе потребовать досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения таких обязательств и возмещения причиненных в связи с этим убытков.
От автора: досрочное прекращение обязательств возможно только по тем обязательствам, которые возникли до начала процедуры реорганизации. Кредиторы, возникающие в процессе реорганизации такого право на досрочное исполнение не имеют.
Требования кредитора предъявляются юридическому лицу письменно в течение тридцати дней с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
От автора: срок в 30 дней исчисляется не с момента получения кредитором уведомления о реорганизуемой компании, а от даты размещения сведений в ЕГР.
Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены реорганизуемым юридическим лицом до завершения процедуры его реорганизации, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением между реорганизуемым юридическим лицом и его кредитором.
От автора: эта норма означает, что теперь в любом случае придется ждать 30 дней, смотреть предъявлены ли в этот срок требования, удовлетворять их и только потом можно завершать реорганизацию путем государственной регистрации юрлиц или изменений в устав.
см. еще интересные нормы в отношении реорганизации
Если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по обязательству реорганизованного юридического лица или из разделительного баланса и (или) иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемого юридического лица, что привело к существенному нарушению законных интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по такому обязательству (таким обязательствам).
Если разделительный баланс не составлялся, не утверждался или не представлен для решения вопроса об определении правопреемников по обязательствам реорганизованного юридического лица, солидарная ответственность реорганизованного юридического лица и юридических лиц, созданных в результате реорганизации, наступает по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами ГК досрочного исполнения или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не достигнуто соглашение между реорганизуемым юридическим лицом и его кредитором о порядке и сроке исполнения требований, а также в случае отсутствия своевременного письменного уведомления кредитора о реорганизации, если это повлекло невозможность заявления таким кредитором требования к реорганизуемому юридическому лицу о досрочном исполнении или прекращении обязательства и возмещении убытков, солидарную ответственность перед кредитором наряду с реорганизованным юридическим лицом и юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут собственники имущества (учредители, участники) таких юридических лиц и иные лица, в том числе руководители таких юридических лиц, имеющие право давать обязательные для этих юридических лиц указания либо возможность иным образом определять их действия, члены их коллегиальных органов, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора.
От автора: на мой субъективный взгляд указанные выше нормы могут говорить о том, что в случае отсутствия вообще в принципе передаточного акта или разделительного баланса, неуведомления кредиторов о реорганизации и прочее – судом такие реорганизации не будут признаваться недействительными в связи с нарушением порядка, поскольку теперь закреплено распределение всей ответственности в ГК при таких нарушениях.
юридические услуги Дедюли Александра +37533 320 32 03
Ликвидация юридических лиц
Статья 57 ГК предусматривает, что с момента начала процедуры ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. При этом последующее прекращение процедуры ликвидации не изменяет течение такого срока.
Статья 58 ГК предусматривает, что ликвидация юридического лица осуществляется за счет имущества этого юридического лица, а в случае отсутствия или недостаточности такого имущества собственник имущества (учредители, участники) юридического лица несет расходы по его ликвидации солидарно в недостающей части.
Статья 59 ГК предусматривает, что теперь о ликвидации нужно обязательно письменно уведомлять кредиторов, а не только регистрирующий орган.
От автора: это сделано потому, что многие не следят за ЕГР или журналом “Юстиция Беларуси”, поэтому даже могут не знать, что их должник ликвидируется, особенно недобросовестный.
Процедура ликвидации юридического лица считается начатой с момента внесения соответствующих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено законодательными актами, а в случае вынесения судом решения о ликвидации юридического лица – со дня вступления данного решения в законную силу.
Установлено, что кредиторы ликвидируемого юридического лица могут предъявлять свои требования в срок до 4 месяцев, не более. Это также косвенно указывает на то, что нужно минимум ждать 4 месяца, прежде чем подавать заявление в исполком о завершении ликвидации и исключении из ЕГР.
Срок составления, подписания промежуточного ликвидационного баланса и его утверждения не может превышать одного месяца с даты окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица.
Выплата вознаграждения за осуществление процедуры ликвидации юридического лица и возмещение расходов по его ликвидации за счет имущества ликвидируемого юридического лица не должны производиться до утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан в течение десяти рабочих дней со дня утверждения ликвидационного баланса закрыть банковские счета ликвидируемого юридического лица.
От автора: как это реализовать на практике, если сам банк может закрывать счет значительно дольше.
Правительством утверждены формы промежуточного и ликвидационного балансов юридического лица.
Смотрите постановление Совета Министров от 18.10.2024г. № 770.