Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
лицензия на адвокатскую деятельность

Лицензия на адвокатскую деятельность 2023 Беларусь

 

Здравствуйте, друзья.

С 1 января 2023 года в Республике Беларусь вступил в силу Закон “О лицензировании”.

Указ № 450 не применяется.

Начинаю размещение цикла статей о каждом лицензируемом виде деятельности.

В простой форме буду указывать основные положения новых норм Закона “О лицензировании” и справочно делать сравнительный акцент с нормами Указа № 450, которые по соответствующему виду деятельности действовали ранее.

Вот статья про общие положения Закона “О лицензировании” – читать (кликайте).

Лицензирующий орган

Лицензирование адвокатской деятельности (далее для целей настоящей главы – лицензируемый вид деятельности) осуществляется Министерством юстиции.

Справка: норма такая же, как и была в Указе 450.

Лицензиаты

Лицензируемый вид деятельности осуществляется физическими лицами.

Справка: норма такая же, как и была в Указе 450.

Ограничение права на осуществление лицензируемого вида деятельности

Не может быть предоставлена лицензия физическому лицу:

признанному недееспособным или ограниченно дееспособным;

ранее совершившему умышленное преступление;

исключенному (уволенному) из коллегии адвокатов, а также уволенному из суда, правоохранительных и других государственных органов, иных организаций по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, а равно в отношении которого Министерством юстиции принято решение о прекращении лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, в течение трех лет со дня исключения (увольнения), принятия соответствующего решения;

Справка: данный абзац практически идентичен Указу 450. Из нового: конкретизирован немного перечень (виды) органов и организаций, увольнение из которых по дискредитирующим обстоятельствам препятствует получению лицензии (например, отдельно дополнительно указан суд). Если в отношении лица Министерством юстиции принято решение о прекращении лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, то установленный срок в три года теперь исчисляется со дня исключения (увольнения), принятия соответствующего решения, а не только с момента принятия решения, как ранее предусматривал Указ 450.

обратившемуся за предоставлением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении него либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении лицензии на осуществление адвокатской деятельности, оказание юридических услуг при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 Закона о лицензировании, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37, подпунктами 2.4 и 2.5 пункта 2, подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 49 Закона, либо в случае выявления грубого нарушения, определенного статьей 50 Закона;

Справка: подробно все ссылки на статьи из данного абзаца не анализировал, отмечу лишь, что к этому абзацу добавлено новое основание – совершение грубого нарушения, предусмотренного статьей 50 Закона о лицензировании. В Указе 450 такое основание не предусматривалось.

являвшемуся в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии государственным служащим.

Долицензионные требования

Долицензионными требованиями являются:

наличие гражданства Республики Беларусь;

наличие высшего юридического образования;

прохождение стажировки в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», и сдача квалификационного экзамена.

Справка: нормы такие же, как и были в Указе 450.

лицензия на адвокатскую деятельность

Лицензионные требования

Лицензионными требованиями являются соблюдение:

долицензионных требований, указанных в статье 44 Закона о лицензировании;

Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Справка: нормы такие же, как были в Указе 450.

Квалификационный экзамен

лицензия на адвокатскую деятельность

Квалификационный экзамен проводится для подтверждения знаний соискателя лицензии по конституционному, уголовному, гражданскому, жилищному законодательству, законодательству о браке и семье, о труде, об административных правонарушениях, уголовно-процессуальному законодательству, гражданскому процессуальному законодательству, хозяйственному процессуальному законодательству, законодательству, определяющему порядок административного процесса, законодательным актам по вопросам деятельности адвокатуры и Правилам профессиональной этики адвоката.

Квалификационный экзамен проводится до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии.

Справка: такой нормы непосредственно в тексте Указа 450 не было. Экзамен сдавался в рамках прохождения стажировки. Теперь же норма о квалификационном экзамене содержится в нормах Закона о лицензировании.

Включение сведений в ЕРЛ

Дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 статьи 26 Закона о лицензировании, в ЕРЛ включаются сведения о наименовании территориальной коллегии адвокатов, членом которой является лицензиат, в течение трех рабочих дней после поступления соответствующей информации из территориальной коллегии адвокатов.

Справка: это новая норма Закона о лицензировании.

Справка: нормы Закона о лицензировании не предусматривают перечень документов, которые прилагаются к заявлению для получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью. Напомню, что перечень документов теперь вправе самостоятельно устанавливать лицензирующий орган.

Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь

Министерством юстиции создается квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, которая:

1.1. рассматривает заявления и (или) иные материалы о предоставлении, об изменении, о приостановлении, о возобновлении, о прекращении лицензии;

1.2. проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии;

1.3. проводит квалификационный экзамен;

1.4. рассматривает иные вопросы адвокатской деятельности.

  1. Решение о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении, о приостановлении, о возобновлении, о прекращении лицензии принимается Министерством юстиции на основании заключения квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.

Справка: по своей сути содержание данных норм практически соответствует ранее действовавшим из Указа 450.

Справка: ранее Министерство юстиции имело права проводить оценку соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Теперь такая оценка автоматически обязательна (только теперь долицензионные требования).

Прекращение лицензии

  1. Лицензия прекращается по основаниям, предусмотренным Законом о лицензировании.
  2. Не допускается прекращение лицензии по основанию, предусмотренному подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 39 Закона, если уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представлено (направлено) лицензиатом позднее дня (в день):

2.1. вынесения в отношении этого лицензиата в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 35 Закона, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о лицензировании;

2.2. принятия лицензирующим органом решения о приостановлении соответствующей лицензии;

2.3. наступления иного события, являющегося основанием для прекращения лицензии в соответствии с Законом.

лицензия на адвокатскую деятельность
  1. Лицензия может быть прекращена по решению Министерства юстиции в случае исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов при применении к нему дисциплинарного взыскания, а также в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Справка: нормы о прекращении лицензии более подробно описаны по сравнению с нормами из Указа 450.

Грубые нарушения законодательства о лицензировании

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:

прием наличных денежных средств при оплате юридической помощи без выписки квитанции;

осуществление лицензируемого вида деятельности, а также занятие выборных должностей в органах адвокатского самоуправления в период приостановления лицензируемого вида деятельности, отстранения адвоката от осуществления профессиональных обязанностей по основаниям, предусмотренным законодательными актами, регулирующими лицензируемый вид деятельности;

покупка или приобретение иным способом являющегося предметом спора имущества клиентов, в том числе имущественных прав, как на свое имя, так и на имя других лиц;

отказ от оказания юридической помощи в случаях, если ее оказание является обязательным.

Справка: Указ 450 содержал еще одно грубое нарушение – совершение проступков, несовместимых со званием адвоката, перечень которых установлен Правилами профессиональной этики адвоката, утверждаемыми Министерством юстиции. Закон о лицензировании такое грубое нарушение не содержит.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!