Всем здравствуйте.
Продолжаем рассматривать изменения в лицензировании различных видов деятельности, связанные с принятием Закона Республики Беларусь “О лицензировании” (вступил в силу с января 2023 года).
Это вторая статья, лицензия на ветеринарную деятельность.
Смотрите также статью про общие положения лицензирования – смотреть.
Лицензирующий орган
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Справка: норма такая же, как была в Указе 450.
Справка: отметим, что в главе Закона о лицензировании ветеринарной деятельности не предусмотрели статью с определением лицензиатов.
Работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности
Лицензируемый вид деятельности включает следующие составляющие работы и (или) услуги:
производство ветеринарных препаратов;
оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
Справка: норма такая же, как была в Указе 450. И это немного разочаровало. Уже давно существует проблема в том, что есть организации, которые хотят заниматься только оптовой торговлей, а есть организации, которые хотят осуществлять только розничную торговлю. Исходя из того, как написаны нормы лицензирования, каждой такой компании нужно получать только общую лицензию «оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами», потому что раздельное получение лицензии только на розницу или только на опт не предусмотрено. И раньше вообще доходило до абсурда – оптовым компаниям необходимо было создавать «муляжную» ветеринарную аптеку в оптовом складе, чтобы пройти проверку органа санитарного надзора в рамках лицензирования. И только благодаря нормам Декрета № 7 о развитии предпринимательства общие требования в области ветеринарии разрешили оптовым компаниям выполнять требования только для оптового склада, а розничным продавцам (ветеринарным аптекам) только требования для розничной торговли ветеринарными препаратами. Комичность всей истории в том, что все рано при этом каждая такая компания получает общую лицензию на оптовую и розничную торговлю. Я был уверен, что в законе о лицензировании наконец эту проблему разрешат, но, как оказалось, никто особо не думал над новыми нормами лицензирования ветеринарной деятельности (хотя я могу ошибаться, это мое субъективное мнение).
Долицензионное требование
Долицензионным требованием является наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Справка: Указ 450 подробно описывал лицензионные требования отдельно для «производства ветеринарных препаратов» и отдельно для «оптовой и розничной торговли». Теперь же все особенности исключены и закон о лицензировании содержит только одно общее долицензионное требование, указанное выше. Должен отметить, что это существенное упрощение лицензионных требований, поскольку лицензирующий орган может составлять перечень документов, которые необходимо подать, но самостоятельно придумывать и вводить новые долицензионные требования не может.
Справка: например, Указ 450, содержал норму, что производители спиртосодержащих ветеринарных препаратов – обязаны обеспечить наличие необходимого технологического оборудования, принадлежащего:
юридическому лицу, иностранной организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Такой нормы в законе о лицензировании нет. Либо это существенное упрощение требований, либо данные специфические нормы установлены законодательством об обороте (производстве) спиртосодержащих препаратов – эту информацию нужно дополнительно перепроверять.
юрист Дедюля Александр, +375 33 3 203 203
Лицензионное требование
Лицензионным требованием является соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в отношении качества и условий выполнения работ и (или) оказания услуг в области лицензируемого вида деятельности.
Справка: норма такая же, как и была в Указе 450.
Справка: исключено особое лицензионное требование о торговле только со складов, указанных в лицензии. Однако исключение этого условия ни на что не повлияло, поскольку торговля в местах, не указанных в лицензии, является грубым нарушением согласно нормам закона о лицензировании.
Включение сведений в ЕРЛ
Дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 статьи 26 Закона, в ЕРЛ включаются сведения о местах нахождения помещений, в которых осуществляется деятельность по хранению ветеринарных препаратов и (или) торговле ветеринарными препаратами.
Справка: ранее была проблема. В лицензии согласно нормам Указа 450 указывались только склады (складские помещения). При этом ветеринарная аптека могла иметь склад как по одному адресу с аптекой, так и совсем в другом месте. Получалось, что адрес склада должен был указываться в лицензии, а адрес самой ветеринарной аптеки как бы нет, поскольку склада там могло не быть. В этом были противоречия, в том числе в порядке работы с органами санитарного надзора. И адрес аптеки в итоге все равно нужно было указывать, потому что без этого через нее нельзя было торговать, даже если там не было склада, а находился он в другом месте. По итогу, сейчас норма лицензирования так изложена, что адреса всех торговых помещений указываются в лицензии, противоречие исключено.
Справка: нормы закона о лицензировании не предусматривают перечень документов, которые прилагаются к заявлению для получения лицензии на занятие ветеринарной деятельностью. Напомню, что перечень документов теперь вправе самостоятельно устанавливать лицензирующий орган.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию
До принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию.
Справка: норма такая же, как и была в Указе 450. Отличие только в том, что теперь проведение оценки является обязанностью лицензирующего органа, а не правом.
Грубые нарушения законодательства о лицензировании
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:
хранение ветеринарных препаратов и (или) торговля ветеринарными препаратами в помещениях, не указанных в ЕРЛ;
нарушение лицензиатом требований ветеринарно-санитарных правил в части, касающейся транспортировки, хранения и торговли ветеринарными препаратами;
торговля ветеринарными препаратами без документов, подтверждающих их качество;
торговля незарегистрированными ветеринарными препаратами, ввезенными без разрешения уполномоченного республиканского органа государственного управления.
Справка: нормы такие же, как были в Указе 450.