Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.03.2024, 2/3078) внесены изменения в Закон Республики Беларусь “О государственном регулировании торговли и общественного питания” (далее – Закон о торговле).
Изменения вступили в силу 11 июля 2024 года.
В этой статье мы рассмотрим все существенные, на мой взгляд, изменения и дополнения.
1. Ассортиментный перечень товаров
Теперь понятия ассортиментного перечня не существует.
Оно исключено в связи с тем, что ассортиментный перечень и перечень товаров, обязательных к наличию в торговом объекте по постановлению Совета Министров № 713 от 19 октября 2022 года, выполняли одну и ту же роль, дублировали друг друга, какой-то из этих документов был явно лишним. Просто разработчик постановления № 713 о регулировании цен не подумал обширно и не учел существование ассортиментного перечня. Достаточно было просто
ввести изменения в порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня, ввести его обязательное согласование в местным исполнительным органом и все. Но, не исключив требования о наличии ассортиментного перечня ввели еще один перечень. В итоге, наконец-то, в 2024 году, ассортиментный перечень исключили и оставили только один перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте по постановлению 713.
Обращаю внимание, что Совет Министров, в связи с этим, внес изменения в остальные свои постановления, касающиеся торговли, в том числе, в Правила торговли по постановлению № 703. С 11 июля 2024 года во всех этих документах исключено упоминание ассортиментного перечня. Документы скорректированы и теперь упоминают только перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. С учетом того, что обязательность данного перечня перенесена в Закон о торговле, в Правила торговли и непосредственно в порядок разработки и утверждения такого перечня, норма про данный перечень исключена из самого постановления Совета Министров № 713, тем самым не это постановление является теперь нормативным документом, закрепляющим обязательность наличия такого перечня, а совсем другие.
Документом, который вносит изменения, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2024 года № 489.
2. Интернет-магазин
Закон о торговле скорректировал понятие интернет-магазина.
Согласно статье 1 интернет-магазин – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте.
До 11 июля 2024 года под интерне-магазином понимался информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Основное отличие понятий: исключение фразы “приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью”. Могу предположить, что теперь заказчиками в дистанционной торговле смогут быть и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Таким образом, правки термина интернет-магазин носят косметический характер, на мой взгляд.
Однако, стоит отметить, что теперь законодатель разграничивает понятие интернет-магазина с другими информационными ресурсами, через которые может осуществляться торговля. Например, в измененных Правилах дистанционной торговли (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2024 № 489) появился термин интернет-площадка, под которую подпадают такие ресурсы, как Onliner.by, например. Это не будет теперь интернет-магазином, это будет интернет-площадкой с соответствующим дополнительным регулированием. А также в отношении сайта интернет-магазина сделан упор по возможности заключения договора розничной купли-продажи непосредственно на таком сайте без вариантов.
3. Услуги по продвижению товаров. Режим работы.
Появился новый термин.
Услуги по продвижению товаров – услуги по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов, исследованию потребительского спроса, проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной информации о товарах, иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.
Режим работы. До 11 июля 2024 года субъекты торговли обязаны были согласовывать режим работы ночных торговых объектов (с 23 до 7 часов). С 11 июля 2024 года обязателен к согласованию режим работы после 23.00 и до 7.00 расположенных на соответствующей территории торговых объектов, объектов общественного питания, в которых после 23.00 и до 7.00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом.
5. Торговый реестр. Уведомление по Декрету № 7. Интернет-магазины.
Законодатель вновь вернулся к заявительному принципу включения сведений в Торговый реестр для розничной и оптовой торговли. Что сказать, ходим по кругу. Уведомительный принцип был введен Декретом № 7 “О развитии предпринимательства”. Для видов деятельности, включенных в соответствующий перечень данного Декрета (туда, в том числе, входила розничная и оптовая торговля) достаточно было направить в исполком уведомление и со следующего дня начинать работать, не дожидаясь включения в последующем сведений в Торговый реестр. Теперь же введен заявительный принцип и кроме того, статья 20 Закона о торговле предусматривает, что субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра, администрация рынка вправе осуществлять торговлю в торговом объекте, общественное питание в объекте общественного питания, деятельность торгового центра, деятельность рынка, торговлю через интернет-магазин, торговлю без использования торгового объекта только со дня включения сведений о таких торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре, рынке, интернет-магазине, форме торговли в Торговый реестр. Деятельность без включения сведений в Торговый реестр будет считаться запрещенной со всеми вытекающими последствиями. В общем так, как было когда раньше.
Важно отметить, что с 11 июля 2024 года Декрет № 7 полностью приведен в соответствие с новыми нормами Закона о торговле, в том числе из перечня видов деятельности, осуществлять которые можно после направления уведомления, исключены розничная и оптовая торговля.
Правда делать это было необязательно. Декреты сейчас не существуют, как нормативные акты Президента, они исключены. Постепенно все Декреты будут выводиться из законодательства путем принятия соответствующих законов. Согласно Закону “О нормативных правовых актах” любой закон, принятый сейчас, уже после какого-то ранее принятого Декрета, имеет большую юридическую силу. То есть, даже без внесения изменений в Декрет № 7 нужно было бы руководствоваться именно нормами Закона о торговле, введенными Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З.
В связи с введением заявительного принципа включения сведений в Торговый реестр внесены необходимые изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363, которым утверждено Положение о Торговом реестре Республики Беларусь.
Хочу обратить на важный момент регистрации интернет-магазина в Торговом реестре.
В качестве одного из оснований отказа является отсутствие информации о регистрации сайта этого интернет-магазина в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. Это новая норма для белорусского законодательства, в плане отказа в регистрации в Торговом реестре. Требование о регистрации доменного имени интернет-магазина в ГРИС давно существует. Такая регистрация не осуществляется автоматически при приобретении прав на доменное имя. Владельцу доменного имени нужно подать дополнительную заявку своему регистратору доменного имени для регистрации в ГРИС. Но на практике мало кто занимался этим, или просто субъекты забывали это сделать.
Но теперь не получится забыть про такую регистрацию в ГРИС, так как получите отказ во включении сведений об интернет-магазине в Торговый реестр.
Учитывайте обязательно этот важный момент.