Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
Изменения в закон о рекламе 2021

Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021

 

Законом Республики Беларусь от 4 января 2021 года “Об изменении законов по вопросам рекламы” внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь “О рекламе”.

Изменения и дополнения вступили в силу 8 июля 2021 года.

На различных ресурсах уже давно выложены обзоры изменений, но мне в любом случае пришлось анализировать, что изменилось в Законе о рекламе, поэтому предлагаю Вашему вниманию свой обзор. Больше не обзор, а список изменений, которые постараюсь максимально просто описать.

Данная статья не будет рассматривать изменения и дополнения в рекламе ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан (изменения по этим вопросам Вы сможете изучить самостоятельно в статье 22 Закона о рекламе).

Изменения и дополнения в Закон о рекламе 2021

1.Теперь объектом рекламирования может непосредственно являться производственный объект, торговый объект (магазин), любой объект обслуживания.

2.Немного скоррректирован термин “реклама”. Это информация не только распространяемая любым способом, но и просто размещаемая. На практике у контролирующего органа возникали определенные проблемы в регулировании рекламы, которая вроде бы как не распространялась. Поэтому внесены изменения, чтобы всё трактовалось однозначным образом.

3.До 8 июля 2021 года рекламодателем являлась организация или гражданин, деятельность которых или товары которых рекламировались, а также лица, которые определили некий объект рекламирования и содержание рекламы, хоть это и не связано с их деятельностью или товарами. Теперь под рекламодателем также будут пониматься организации и граждане, которые просто передают рекламораспространителю рекламу для размещения (распространения) в Республике Беларусь, то есть так называемые посредники.

4.Из статьи 10 Закона о рекламе исключено ограничение на рекламу товаров, произведенных в Беларуси, только с привлечением организаций Беларуси или граждан Беларуси.

5.За рядом исключений реклама в Беларуси должна быть выполнена на русском или белорусском языке. Статья 10 Закона о рекламе дополнена новым исключением. Для рекламы можно использовать оригинальные иностранные названия культурных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, наград, команд спортсменов.

6.Раньше все сноски, которые уточняли информацию о рекламе, а также номера телефонов, доменное имя сайта и другое указывались шрифтом, размер которого должен был быть не менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. После внесения изменений таким размером шрифта должны указываться сноски и иная информация, уточняющая информацию о цене объекта рекламирования, скидках, наличии объекта рекламирования на рынке, возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте, об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара, организации или гражданина, производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания перед другими товарами, организациями или гражданами, производственными объектами, торговыми объектами или иными объектами обслуживания, изображения награды или указания позиции в рейтинге. У меня возник вопрос, каким образом изображение можно указать размером не менее половины размера определенного шрифта? Ответа я пока не нашел.

заходите на канал YouTube юриста Александра Дедюли

7.Теперь не допускается реклама услуг, связанных с организацией похорон, и сопутствующих товаров, размещаемая (распространяемая) в ячейки абонентского почтового шкафа или индивидуальные почтовые ящики, посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, почтовой связи, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в печатных средствах массовой информации.

8.В статье 10 Закона о рекламе появилась норма, схожая с нормой, регулирующей рекламу с использованием электросвязи. А именно рекламодатель обязан по первому требованию собственника или иного законного владельца ячейки абонентского почтового шкафа или индивидуального почтового ящика незамедлительно обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в эти ячейку абонентского почтового шкафа или индивидуальный почтовый ящик, а рекламораспространитель – незамедлительно прекратить размещение (распространение) такой рекламы. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в печатных средствах массовой информации или на оборотной стороне извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

9.Детские передачи раньше нельзя было прерывать рекламой. Теперь можно. Детские передачи, включая детские художественные фильмы, и образовательные передачи продолжительностью: от 15 до 30 минут включительно могут прерываться рекламой непосредственно в начале и перед окончанием передачи на периоды, не превышающие 60 секунд; более 30 минут могут прерываться рекламой непосредственно в начале и перед окончанием передачи на периоды, не превышающие 60 секунд, а также дополнительно один раз каждые 30 минут передачи на период, не превышающий 60 секунд. В остальное время размещение (распространение) рекламы в таких передачах не допускается.

10.В детских передачах, включая детские художественные фильмы, и образовательные передачи запрещается размещение (распространение) рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически активных добавок к пище, лотерей, рекламных игр, иных рекламных мероприятий, услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств граждан (статья 11).

11.Новая норма в статье 11 Закона о рекламе, касающаяся рекламы в продукции иностранных СМИ. Так, реклама в продукции иностранных телевизионных средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания, не допускается. Данное требование не распространяется на: продукцию иностранного телевизионного средства массовой информации, если учредителем (участником) юридического лица, на которое возложены функции редакции иностранного телевизионного средства массовой информации, является Республика Беларусь совместно с иностранным государством (иностранными государствами); рекламу, интегрированную в передачу при ее производстве и являющуюся неотъемлемой частью этой передачи; социальную рекламу, качество которой признано Межведомственным советом по рекламе надлежащим; рекламу, указанную в пункте 9 статьи 11; информацию, указанную в пункте 10 статьи 11. Исключение рекламы из продукции иностранных телевизионных средств массовой информации или замена ее социальной рекламой, признанной Межведомственным советом по рекламе надлежащей, не являются изменением формы или содержания продукции иностранных телевизионных средств массовой информации.

dedyulia.lawyer

12.Эквивалентный уровень звука рекламы, сообщения о ее последующей трансляции теперь в любом случае не должен превышать эквивалентного уровня звука транслируемой программы, прерываемой рекламой. Эквивалентный уровень, методика расчета и иные подобые вопросы будут устанавливаться Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством связи и информатизации.

13.В статье 12 Закона о рекламе определено в каком виде получается согласие абонента на распространение ему рекламы с помощью средств электросвязи.Согласие получает рекламодатель или рекламораспространитель у абонента (адресата) в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ).

14.Установлен конкретный срок, в течение которого рекламодатель или рекламораспространитель обязаны прекратить размещение (распространение) рекламы с помощью электросвязи – один рабочий день со дня поступления соответствующего требования.

15.В статье 12 установлено, что согласие абонента (адресата) на получение рекламы теперь может подтверждаться техническими системами, компьютерными программами, информационными и иными системами. Главное, чтобы можно было достоверно установить, что согласие подписано конкретным абонентом (адресатом) и не противоречит законодательству.

16.Из статьи 13 Закона о рекламе исключено ограничение, что наружная реклама должна изготавливаться организациями Республики Беларусь и (или) гражданами Республики Беларусь, а рекламирование товаров должно осуществляться только с участием граждан Республики Беларусь.

17.Ранее размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог не допускалось. Теперь разрешается с согласованием ГАИ и владельцем автомобильных дорог. О железных дорогах теперь не упоминается.

18.В случае размещения средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны разрешение на размещение средства наружной рекламы выдается после получения местным исполнительным и распорядительным органом согласования эскиза средства наружной рекламы Министерством культуры.

19.Срок рассмотрения местным исполнительным и распорядительным органом заявления о размещении средства наружной рекламы и принятия по нему решения не может превышать 15 рабочих дней, а в случае, если требуются разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям, – 30 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления о продлении действия разрешения на размещение средства наружной рекламы и его переоформлении не может превышать пяти рабочих дней. Отказ в выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы, продлении действия этого разрешения и его переоформлении должен быть основан на требованиях законодательства. Отказ в выдаче такого разрешения, продлении его действия и его переоформлении может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или в суд.

20.Средства наружной рекламы должны находиться в надлежащем эстетическом и техническом состоянии.
Средства наружной рекламы, которые размещаются на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны, не должны создавать препятствия для визуального восприятия объемно-пространственных особенностей, элементов и деталей архитектурного декора этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей. При этом на памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны размещаться, как правило, отдельными буквами, знаками и (или) иными изображениями.
Средства наружной рекламы и наружная реклама не должны создавать шум, превышающий допустимые уровни, установленные актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, вызывать ослепление светом потребителей рекламы или создавать иные неудобства для граждан. Наружная реклама не должна иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения или специальными сигналами.

21.Местные исполнительные и распорядительные органы вправе установить своими решениями требования к размеру и (или) иным техническим характеристикам средств наружной рекламы, а также по согласованию с Министерством культуры требования к размеру и (или) иным техническим характеристикам средств наружной рекламы, размещаемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны.

22.Реклама на транспортном средстве претерпела значительные изменения. Напомним, что такая реклама не считается наружной и поэтому регулируется отдельной стататьей Закона о рекламе. Так, исключена в принципе необходимость получения согласования исполкома или ГАИ для размещения рекламы на транспортном средстве. Перечислены виды транспортных средств, на которых реклама не допускается: это транспортное средство оперативного назначения, школьный автобус, транспортное средство, предназначенное для перевозки денежных средств и ценных грузов , транспортное средство, перевозящее опасные грузы, транспортное средство для коммунального хозяйства и содержания дорог, а также транспортное средство с наклонной белой полосой на бортах. На таком транспорте можно размещать только наименование организации, товарный знак и (или) знак обслуживания, эмблему и (или) номера телефона.

23.Запрещается переоборудование транспортного средства и (или) установка на нем дополнительного оборудования для размещения (распространения) рекламы , установка на транспортном средстве в целях рекламы внешних световых приборов, не предусмотренных изготовителем транспортного средства , а также использование в этих целях внешних световых приборов, установленных на транспортном средстве в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) техническими нормативными правовыми актами.

24.Запрещается реклама на транспортных средствах, которые уже более 6 месяцев не используются, или на транспорте, состояниие которого исключает возможность его участия в дорожном движении.

25.Размещение (распространение) рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники в качестве наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве – не подлежит согласованию с Министерством здравоохранения.

26.Индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут рекламировать свою деятельность в сети Интернет на своих сайтах без согласования такой рекламы с Министерством здравоохранения.

27.Запрещается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).

28.Реклама лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники не должна содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

29.Разрешено использовать указание на скидки в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

30.Размещение (распространение) рекламы биологически активных добавок к пище в качестве наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве – не подлежит согласованию с Министерством здравоохранения.

31.Разрешено использовать указание на скидки в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе биологически активных добавок к пище.

32.В Законе о рекламе всегда был установлен запрет на организацию и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков. Однако теперь данное требование не распространяется на рекламные мероприятия, проводимые в маркетинговых целях в объектах общественного питания. Это же касается пива и слабоалкогольных напитков.

33.Разрешена реклама табачных изделий, размещаемая (распространяемая) на сайтах организаций – производителей табачных изделий, организаций – заказчиков табачных изделий и импортеров табачных изделий в сети Интернет, содержащая информацию о виде и наименовании табачного изделия, его физических, химических и иных потребительских свойствах, наименовании организации-производителя (для организаций – заказчиков и импортеров табачных изделий), а также изображение потребительской упаковки табачных изделий.

34.Запрещается использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием видов табачных изделий.

35.Запрещается реклама нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на сайтах их производителей и импортеров в сети Интернет.

36.В статье 20 Закона о рекламе содержатся теперь четкие требования, что должна содержать реклама о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь: 1) наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика, место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные; 2) номер лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь; информацию о требуемых профессиях (специальностях) и характере будущей работы.

37.Вниманию тех, кто составляет договоры о трудоустройстве! В случае указания в рекламе о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь размера заработной платы такие сведения должны быть документально подтверждены и содержаться в договоре о трудоустройстве. Информация в рекламе о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь должна соответствовать условиям, определенным договором о трудоустройстве.

38.Статья 20 Закона о рекламе дополнена требованиями к рекламе учебы за пределами Республики Беларусь. Реклама об учебе за пределами Республики Беларусь, за исключением наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, должна размещаться (распространяться) в точном соответствии с согласованным текстом и только в местах, указанных рекламодателем в заявлении на согласование. Реклама об учебе за пределами Республики Беларусь, в том числе наружная реклама, реклама на транспортном средстве, должна содержать: 1) наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика, место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные; 2) наименование и место нахождения иностранной организации, предлагающей услуги по учебе за пределами Республики Беларусь, ее контактные данные; 3) информацию об образовательных программах с указанием специальностей, продолжительности, языка обучения; 4) информацию об условиях поступления и учебы, в том числе перечень документов, необходимых для приема (зачисления) в иностранную организацию, предлагающую услуги по учебе за пределами Республики Беларусь, требования к уровню владения языком обучения, стоимость учебы, либо содержать ссылку на указанную информацию в сети Интернет на сайте иностранной организации, предлагающей услуги по учебе за пределами Республики Беларусь; информацию об условиях и месте проживания обучающихся во время учебы за пределами Республики Беларусь.

39.Статья 21 Закона о рекламе, реклама риэтерских услуг. Риэлтерская организация при оказании риэлтерских услуг в рекламе объекта недвижимости обязана указать номер и дату заключения договора на оказание риэлтерских услуг, свои наименование, учетный номер плательщика, а также номер и дату выдачи лицензии на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности услуг – риэлтерских услуг, если требуется получение такой лицензии.

40.Раньше запрещалось размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр на телевидении и радио с 7.00 до 22.00. Теперь есть исключения: за исключением рекламы, содержащей исключительно информацию о наименовании организатора азартных игр, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы и (или) тотализатора, товарных знаках и знаках обслуживания, используемых для обозначения услуг организатора азартных игр, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы и (или) тотализатора (далее – реклама букмекерской конторы, тотализатора), размещаемой (распространяемой) в месте проведения спортивного мероприятия, транслируемого в прямом эфире или в записи в полном объеме или фрагментарно, а также в передачах спортивного характера в виде наложений, за исключением способа «бегущей строки».

41.Теперь запрещается размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, специализированных учебно-спортивных учреждений даже в том случае, если в таких зданиях или на их территориях размещены букмекерские конторы или тотализаторы.

42.Недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию , в том числе в отношении: наименования или места нахождения организации, имени или места жительства (места пребывания) гражданина, наименования или места нахождения производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания; деятельности организации или гражданина, работы производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания; наличия документа об оценке соответствия, разрешительного документа на осуществление вида деятельности.

43.Статья 27 Закона о рекламе про права и обязанности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя по предоставлению информации при производстве и (или) размещении (распространении) рекламы полностью переписана, поэтому рекмоендуем ее внимательно изучить. Кратко: удалены требования о предоставлении рекламораспространителю копии свидетельства о государственной регистрации, копии устава, легализованной выписки и прочие моменты. Установлено, что если информацию о субъекте можно получить из официальных информационных источников, истребование копий документов о правовом статусе таких субъектов запрещается.

44.Новые нормы об ответственности в сфере рекламы (статья 31 Закона о рекламе). Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в отношении содержания рекламы, если не докажет, что оно произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя, а также за нарушение иных установленных для соблюдения рекламодателем требований законодательства о рекламе. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в отношении производства рекламы, в том числе ее оформления и подготовки, а также за нарушение иных установленных для соблюдения рекламопроизводителем требований законодательства о рекламе. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения (распространения), размещение (распространение) рекламы, в отношении которой не предоставлены документы о ее согласовании (при необходимости такого согласования), размещение средства наружной рекламы с нарушением установленного законодательством порядка, а также за нарушение иных установленных для соблюдения рекламораспространителем требований законодательства о рекламе.

Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!