Привет, друзья!
Очередная статья про изменения в лицензировании различных видов деятельности, которые связаны с принятием Закона Республики Беларусь “О лицензировании” (вступил в силу с января 2023 года).
Это статья про лицензию на охранную деятельность: монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
Смотрите также статью про общие положения лицензирования – смотреть.
Лицензирующий орган
Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел.
Справка – ничего не поменялось по сравнению с Указом 450.
Лицензиаты, услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности
1. Лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, иностранными организациями.
2. Лицензируемый вид деятельности включает составляющие работы и (или) услуги по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (либо выборка из указанного перечня работ).
3. Не требуется получения лицензии, предусмотренной настоящей главой, для выполнения работ и (или) оказания услуг по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охраны индивидуального пользования.
4. Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, подчиненные им юридические лица, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям государственные организации, обеспечивающие сохранность государственного материального резерва, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля осуществляют лицензируемый вид деятельности без лицензий.
Справка – ничего не поменялось по сравнению с Указом 450.
Долицензионные требования
Долицензионными требованиями являются:
1) наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, международных договоров, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
2) наличие в штате не менее трех работников, имеющих необходимую в соответствии с законодательством для осуществления лицензируемого вида деятельности квалификацию, для которых эта работа является основной (на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющие лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения).
Справка – принципиально ничего не поменялось по сравнению с Указом 450.
Отмечу лишь то, что в требованиях о наличии оборудования (так называемой материальной базы) убрали фразу “наличие на балансе” и заменили фразой “наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления”. Не забывайте, что аренда и безвозмездное пользование не допускается.
юрист Дедюля Александр, +375 33 3 203 203
Лицензионные требования
Лицензионными требованиями являются:
– соблюдение долицензионных требований, указанных в статье 251 Закона о лицензировании (указаны выше в этой статье);
– осуществление лицензируемого вида деятельности работниками лицензиата, соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем статьи 251 Закона и Законе Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», сдавшими квалификационный экзамен;
– предоставление в Департамент охраны в месячный срок со дня издания соответствующего приказа сведений о новом работнике, осуществляющем лицензируемый вид деятельности;
– соблюдение лицензиатом и его работниками при осуществлении лицензируемого вида деятельности ограничений, установленных Законом Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;
– соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемый вид деятельности;
– наличие и соблюдение локальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления лицензируемого вида деятельности.
Справка – ничего не поменялось по сравнению с Указом 450.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям. Квалификационный экзамен
1. До принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии в части включения сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, проводится оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в целях:
1.1. установления полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении, об изменении лицензии и прилагаемых к нему документах;
1.2. оценки обеспеченности соискателя лицензии, лицензиата средствами индивидуальной защиты, приборами, оборудованием, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности.
2. Квалификационный экзамен проводится для подтверждения знаний работниками соискателя лицензии, лицензиата требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемый вид деятельности.
3. Квалификационный экзамен проводится до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии, а также на основании обращения лицензиата в Департамент охраны при приеме на работу нового работника для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Справка – ничего не поменялось по сравнению с Указом 450.
Грубые нарушения законодательства о лицензировании
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:
– совершение лицензиатом, его обособленным подразделением, работниками лицензиата действий, запрещенных статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;
– выполнение работ по монтажу средств и систем охраны без проектной документации, разработанной лицензиатом;
– оказание услуг по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны без заключения договоров;
– нарушение порядка и условий оборудования объектов, передаваемых под охрану Департаменту охраны, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на этих объектах средств и систем охраны;
– оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем статьи 252 Закона.
Справка:
Статья о грубых нарушениях в Законе не имеет двух пунктов из Указа 450:
– выполнение (оказание) не указанных в лицензии работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
– нарушение исключительного права государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны (скорее всего из-за того, что теперь в лицензировании осталось только монтаж, наладка и ТО средств и систем охраны).
Одним из существенных изменений является возможность заключать не только письменные договоры, как это четко закреплялось в Указе 450. Слово “письменных” целенаправленно исключили. Это означает, что письменная форма (согласно ГК между юрлицами письменная форма обязательна) теперь будет соблюдена и в том случае, если договор подписан посредством ЭЦП с помощью специального программного обеспечения, а также если подписание договора осуществлено путем печати, подписания одной стороной, затем сканированием и отправкой другой стороне, которая тоже печатает, подписывает и отправляет другой стороне итоговый скан договора, подписанного обеими сторонами.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
Напоминаю, что Закон о лицензировании в отличие от Указа 450 не содержит перечни документов для предоставления в лицензирующий орган. Каждый отдельный лицензирующий орган принимает свои регламенты административных процедур, где такие документы предусматривает.
В отношении охранной лицензии нужно пользоваться постановлением Министерства внутренних дел № 63 от 17 марта 2022 года, с учетом изменений, внесенных постановлением МВД № 111 от 26 мая 2023 года.
Итак, вот документы, которые нужно представлять в орган для получения лицензии:
– заявление о предоставлении лицензии
– выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально засвидетельствованная копия указанных документов
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства)
– копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности
– сведения о средствах индивидуальной защиты, приборах, оборудовании, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности
– сведения о работниках соискателя лицензии, которые будут осуществлять лицензируемый вид деятельности.
Примерно такой состав документов и был по Указу 450, поэтому существенных изменений не отмечу.
Обращу внимание на следующее:
– заявление имеет утвержденную Советом Министров, а не МВД форму;
– устав и свидетельство о регистрации компании представлять необязательно. Нужно – только при включении обособленного подразделения в осуществление лицензируемого вида деятельности;
– форма сведений о средствах измерения и форма сведений о работниках утверждена постановлением МВД № № 63 от 17 марта 2022 года, с учетом изменений, внесенных постановлением МВД № 111 от 26 мая 2023 года;
– форма сведений о средствах измерений теперь не содержит информацию о поверке, как было раньше;
– форма сведений о работнике теперь содержит все сведения о дееспособности, профилактическом учете и так далее, которые нужно в таблице указывать. Указ 450 не предусматривал указание таких сведений. В Минске принимали правильно, а на регионах (областях) все равно использовали форму с указанием в таблице по работникам всей информации, полученной из судов, органов, учреждений здравоохранения. Теперь все приведено к единому стилю и все сведения нужно указывать, в том числе при подаче в Минское городское управление Департамента охраны МВД.
Поскольку почти ничего не поменялось в 2023 году в лицензировании охранной деятельности, все материалы моего сайта по охранной лицензии актуальны и Вы можете их использовать. Пользуйтесь поиском (в меню сайта вверху справа есть знак лупы, это поиск, нажимайте туда, вводите свое ключевое поисковое слово и находите нужные Вам материалы).
Всем спасибо за внимание!
А.П. Дедюля 24.10.2023г.