Минск, Беларусь +37533 320 32 03 Пн.-Пт. 9.00-19.00
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023

Лицензия промнадзора 2023 Беларусь

 

Привет, друзья!

Очередная статья про изменения в лицензировании различных видов деятельности, которые связаны с принятием Закона Республики Беларусь “О лицензировании” (вступил в силу с января 2023 года).

Это четвертая статья, лицензия на деятельность в области промышленной безопасности (в обиходе “лицензия промнадзора”).

Смотрите также статью про общие положения лицензирования – смотреть.

Лицензирующий орган

Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Сравнение с Указом 450: лицензирующий орган остался прежним.

Термины, используемые в лицензировании

изготовление пиротехнических изделий – изготовление пиротехнических изделий на объектах, указанных в пункте 7 таблицы 2 приложения 1 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности»;

изготовление промышленных взрывчатых веществ – изготовление промышленных взрывчатых веществ на объектах, указанных в пункте 6 таблицы 2 приложения 1 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», а также в смесительно-зарядных машинах;

объекты магистральных трубопроводов, газораспределительной системы и газопотребления – объекты, указанные в пунктах 2 и 3 приложения 1 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», а также объекты, указанные в пунктах 16–18 приложения 2 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности», в отношении которых выполняются работы и (или) оказываются услуги, определенные абзацем четвертым подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона о лицензировании;

пиротехнические изделия – изделия, предназначенные для получения требуемого эффекта с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава, включенные в приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770;

потенциально опасные объекты и технические устройства – объекты и устройства, включенные в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежат лицензированию, согласно приложению 2 к Закону о лицензировании;

промышленные взрывчатые вещества – взрывчатые вещества и изделия на их основе, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 57.

Сравнение с Указом 450: термины существенно переработаны и изложены совершенно в новых редакциях. Основная суть осталось прежней, термины в основном имеют сокращенный характер и отсылку на иные нормативные акты для подробного изучения. Главное отличие – добавление изготовления пиротехнических изделий в лицензируемые работы/услуги.

лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023

Лицензиаты, работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности

  1. Лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, иностранными организациями.
  2. Лицензируемый вид деятельности включает следующие составляющие работы и (или) услуги:

2.1. деятельность, связанная с промышленными взрывчатыми веществами, а также с пиротехническими изделиями:

изготовление, хранение промышленных взрывчатых веществ, а также уничтожение непригодных для хранения и применения промышленных взрывчатых веществ (либо выборка из указанного перечня работ);

выполнение взрывных работ в подземных горных выработках и на поверхности рудников (объектов горнорудной и нерудной промышленности), в цехах и на участках добычи нефти, в карьерах, при сейсморазведочных, прострелочно-взрывных и иных работах в газовых, водяных и других скважинах, при рыхлении мерзлых грунтов, разрушении льда и заторов, на болотах, при подводных работах, разрушении горячих массивов, в сооружениях промышленного и гражданского назначения при обработке материалов (резка, сварка, упрочнение и другое) энергией взрыва, при валке зданий и сооружений, леса, корчевке пней, дроблении фундаментов и спекшейся руды, борьбе с лесными пожарами, проведении тоннелей и строительстве метрополитена, использовании промышленных взрывчатых веществ в научных и учебных целях (либо выборка из указанного перечня работ);

изготовление пиротехнических изделий;

2.2. деятельность, связанная с опасными производственными объектами, потенциально опасными объектами, техническими устройствами:

эксплуатация опасных производственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством к объектам I и II типов опасности (за исключением объектов, на которых ведутся работы, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 данной статьи Закона о лицензировании);

проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, техническое диагностирование, ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств (либо выборка из указанного перечня работ, услуг);

проектирование, монтаж объектов магистральных трубопроводов, газораспределительной системы и газопотребления (либо выборка из указанного перечня объектов).

Сравнение с Указом 450:

  1. Как и раньше деятельность может осуществляться юридическими лицами, в том числе иностранными, а также иностранными организациями, не имеющими статус юридического лица. Индивидуальные предприниматели осуществлять деятельность в области промышленной безопасности не могут.
  2. «Проведение взрывных работ» именуется теперь «выполнением взрывных работ» и Закон о лицензировании содержит четкие виды таких работ и объекты проведения взрывных работ, которые подлежат лицензированию.
  3. Новая лицензируемая работа (услуга) – изготовление пиротехнических изделий.

4. Проектирование котельных исключено из лицензируемых работ (услуг).

юрист Дедюля Александр, +375 33 3 203 203

Ограничение права на осуществление лицензируемого вида деятельности

Лицензия не может быть предоставлена, изменена лицу:

обратившемуся за предоставлением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого решения о прекращении его лицензии в целом на осуществление лицензируемого вида деятельности при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 Закона о лицензировании, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37 Закона о лицензировании;

обратившемуся за изменением лицензии в части расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе по обособленному подразделению, в течение одного года со дня вступления в силу принятого решения о прекращении его лицензии в отношении этих работ и (или) услуг, обособленных подразделений при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 Закона о лицензировании, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37 Закона о лицензировании;

обратившемуся за предоставлением лицензии в течение одного года со дня прекращения лицензии на основании уведомления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, если это уведомление было направлено в период действия вынесенного предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании либо приостановления лицензии.

Сравнение с Указом 450: не нашли в Законе о лицензировании норму о том, что не требуется получения лицензии для выполнения работ и (или) оказания услуг по монтажу технических устройств на объектах магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления, осуществляемых юридическими лицами и иностранными организациями, имеющими лицензию на осуществление составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг по монтажу соответствующих объектов. Такое исключение содержалось в Указе № 450.

Полномочия структурного подразделения

  1. Заявление о предоставлении, об изменении лицензии, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановление лицензии, а также уведомление о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии, лицензиатом в Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Госпромнадзор).
  2. Госпромнадзор в соответствии с настоящим Законом:

2.1. назначает и проводит экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;

2.2. извещает соискателя лицензии, лицензиата о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях;

2.3. удостоверяется в устранении лицензиатом нарушений, повлекших за собой вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановление лицензии;

2.4. рассматривает вопрос о прекращении лицензии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39 Закона о лицензировании, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям;

2.5. обеспечивает формирование ЕРЛ в части лицензируемого вида деятельности.

3. Госпромнадзор, его областные и Минское городское управления в случае выявления нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований при осуществлении ими государственного надзора за организацией работ в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности направляют в Министерство по чрезвычайным ситуациям информацию о выявленных нарушениях, на основании которой лицензирующим органом принимается одно из решений, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 35 Закона о лицензировании.

лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023

Долицензионные требования

Долицензионными требованиями являются:

наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие на праве собственности или ином законном основании инженерно-технической производственной базы (помещения, оборудование, приборы и инструменты) для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие собственной лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, для осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств на соответствие нормам безопасности;

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Сравнение с Указом 450:

  1. Исключена норма об обязательном назначении не менее двух работников ответственными за осуществление лицензируемого вида деятельности.
  2. Исключена необходимость наличия программ и планов технического переоснащения производств.

3. В остальном имеются отличительные особенности требований, но которые имеют «косметический» характер и не влияют существенно на требования к соискателю лицензии.

Лицензионные требования

Лицензионными требованиями являются:

соблюдение долицензионных требований, указанных в статье 89 Закона о лицензировании;

выполнение работ, оказание услуг работниками (техническими руководителями, специалистами, рабочими), имеющими квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедшими подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям;

наличие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором не реже одного раза в три года экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона о лицензировании);

функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников.

Сравнение с Указом 450:

  1. Наличие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям по результатам проводимой Госпромнадзором экспертизы теперь требуется не реже одного раза в три года, а не в два, как было раньше.
  2. Исключено лицензионное требование о соблюдении сроков проведения технического диагностирования и (или) технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования (потенциально опасных объектов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, а также технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности).
  3. Новое лицензионное требование – функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников.

4. Исключен упрощенный порядок лицензирования, который соискатель выбирал самостоятельно (по крайней мере из норм самого Закона о лицензировании).

лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023
лицензия в области промышленной безопасности в Беларуси 2023

Экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям

До принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии в части включения сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, а также об изменении лицензии в случаях, предусмотренных частью первой пункта 2, пунктами 3 и 4, частью второй пункта 5 статьи 24 Закона о лицензировании, Госпромнадзор назначает экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

Грубые нарушения законодательства о лицензировании

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:

нарушение лицензионных требований, ставшее причиной или создавшее угрозу аварии, инцидента, несчастного случая;

отсутствие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам экспертизы, предусмотренной абзацем четвертым статьи 90 настоящего Закона.

Особенности выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае приостановления лицензии

В случае приостановления лицензии лицензиат имеет право на выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, только в рамках устранения нарушений, указанных в предписании об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании.

Создание share-ссылок для социальных сетей с помощью JavaScript
Александр Дедюля
error: Внимание! Контент защищён. Копирование текста запрещено!